Психолог Людмила Петрановская об слиянии специализированных школ с обычными:
Среди всего того, что в последние годы рушится есть и такое, что касается практически каждого. Например, образование.
Сначала косяками пошли на консультации растерянные родители приемных детей: «Мы не знаем, что делать. Школы, в которой мы учили (рассчитывали учить) своего ребенка (гиперактивного, ослабленного по здоровью, с логопедическими трудностями) больше нет. Ее слили с обычной, там 35 человек в классе, нам невропатолог говорит, что даже соваться туда нельзя, да нам там и вовсе не рады, что делать»? Кому-то уходить с работы, забирать ребенка на домашнее обучение? А жить на что?
Потом пошли тревожные новости о школах с другого конца шкалы. О лицеях, гимназиях и т.д. Их тоже больше не будет. А зачем? Ишь ты, индивидуальный подход, особые программы, работа в малых группах, спецукрсы, факультативы. Всех надо учить одинаково. Вон как в Финляндии, там все школы одинаково хороши. И у нас все будут одинаково… хороши… наверное… Во всяком случае, одинаково!
По крайней мере, стало понятно, к чему были все эти разговоры об инклюзивном образовании последних лет из уст чиновников. А то у меня был когнитивный диссонанс, как-то не ждешь с этой стороны гуманизма. А вот что. Нет, у детей с особыми потребностями не появятся тьюторы. Нет, учителя не станут получать зарплату как в Финляндии. Нет, педвузы не станут местом, где хорошо учат работать с детьми. Нет, воровать на госзакупках и тендерах никто не перестанет.
Но инклюзив будет.
Все в равной степени останутся без образования, потому что система школ с учителями, измотанными работой на две ставки в переполненных классах, где каждый второй ученик нуждается в особом подходе, а его нет и быть не может — это что угодно, но не система образования.
Да, несправедливо, что хорошие учителя и интересные уроки сейчас достаются почти только умникам из топовых школ. Детям менее способным увлеченные педагоги нужны еще больше. Но хорошая школа — живой организм, выращиваемый годами, убить его можно в полгода, а вот клонировать пока никто не научился.
Я все понимаю. В сырьевой стране не нужна система образования, в принципе. Все эти выпускники физматшкол, которые чуть что машут гауссианой — нет, чтобы поставить птичку, где велено, и пойти пить пиво и смотреть «Ментов-25″
Да и школа — это такой лакомый коррупционный кусок. Никуда не денется, их много, и на детей можно списать все. Можно отдать» своему пацану» организацию питания — это ж клондайк, даром что дети дрянью травятся; можно объединить все и все в «комплексы», чтоб сподручней управляться с заказами и тендерами; можно создать из ничего дополнительный сектор для коррупции — госзаказ на углубленные программы: хочешь, директор, сохранить коллектив и репутацию школы — давай обсудим условия. Очень заманчииво, прям невозможно удержаться.
Но мое дело предупредить.
Школа — это одна из последних госуслуг, которой пользуется почти каждая семья. Люди стараются по возможности не обращаться в госполиклиники, лишний раз не общаться с чиновниками, полицией и судом, вычеркнули из своего круга внимания гостелевидение, не рассчитывают на государство на старости и в беде. Но школа до сих пор все же была тем мостом, который нас, население и государство, соединял. Не блестящая, проблемная, в целом, косная, но до сих пор можно было, приложив усилия, хоть какое-то место для своего ребенка в этой системе найти, и даже для ребенка с особыми образовательными потребностями, будь это трудности в обучении или, наоборот, повышенная к нему склонность.
Теперь этот мост старательно рушат. Видимо, думают, что умеют левитировать и смогут удержаться в воздухе.
Здесь можно подписать письмо педагогов по этому поводу.
Источник: личный блог Людмилы Петрановской