В Совете Федерации предложили создать специальную службу сопровождения усыновителей. В соответствии с приказом Минобрнауки будущие усыновители обязаны проходить подготовку к приемному родительству, однако ведомства, которое бы отвечало за это, нет. В службы должны входить психологи, медицинские и социальные работники, которые будут следить за приемными семьями на протяжении нескольких лет и помогать им в сложных ситуациях.
Нужно ли в России такое ведомство и на каких условиях должна осуществляться его работа?
Комментирует педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор книги «К вам пришёл приёмный ребёнок» Людмила Петрановская:
Во-первых, как быть с сопровождением усыновителей, вообще не очень понятно, потому что у нас на данный момент в законе существует тайна усыновления. Это делает невозможным создание каких-то списков усыновителей и других подобных документов.
Сопровождение семейного устройства вообще было бы разумным. Но, действительно, важно, чтобы у семьи был выбор. Чтобы, с одной стороны, был государственный сервис и при этом была возможность не пользоваться им, а пользоваться услугами общественных организаций. Потому что любые государственные службы негибки по запросам, у них очень регламентированная деятельность, узкий коридор того, что они могут и чего не могут. А ситуации в семьях очень разные, поэтому такой службе необходима возможность соответствовать любой ситуации, ее обеспечивают только негосударственные организации.
Если семью прикрепят территориально и обяжут сопровождаться, то ничем хорошим это не закончится. Например, личный контакт с сотрудником службы просто не сложился – ведь может такое быть – и все.
Система сопровождения должна охватывать все принимающие семьи, не только усыновителей – у нас ведь есть опека родственная, опека неродственная, есть приемные семьи – их гораздо больше, чем усыновителей, проблем там тоже немало. Но это должно быть сервисом, а не так, как у нас обычно получается: любая услуга быстро превращается в навязанный контроль.
Очевидно, что семьи согласятся на подобные услуги лишь при наличии специалистов высокого уровня. Прежде чем создавать службу, надо понять, кто там будет работать, подготовки специалистов для этой работы в стране нет вообще! И если с завтрашнего дня создать службу, начать набирать штат – то кого туда набирать? Чтобы вырастить специалистов, нужно время. Если профессионалов там не будет, люди не будут туда идти. Что может человек, который не разбирается, никогда в жизни не видел ребенка-сироты, посоветовать этим семьям?
Другое условие, необходимое для согласия семей на эти услуги – помощь, а не контроль. Потому что если эта служба будет влезать, контролировать, выспрашивать, осуждать – семьи закроются. Если служба будет проводником информации о семьях, если не будет уверенности в соблюдении конфиденциальности, профессиональной этики – ничего из этого не получится.
Я просто не верю, что это возможно в рамках имеющейся у нас практики, потому что до сих пор все, что предлагалось по этой части, превращалось из сервиса в контроль. Поверить, что вдруг появится какая-то ниша, в которой это будет организовано иначе, очень сложно.
Беседовала Ирина Якушева
Читайте также:
Елена Фортуна: Для консультирования приемных родителей надо разъединять в соответствии с возрастом и особенностями их детей
Елена Альшанская: У приемной семьи должен быть выбор