Сколь тесно связаны политика и религия в общественной жизни Украины, можно заметить хотя бы по тому, как бурно обсуждались два события: предшествовавший инаугурации Президента молебен в Киево-Печерской Лавре, возглавленный специально приехавшим в Киев Святейшим Патриархом Кириллом, и сама церемония вступления В. Ф. Януковича в должность Президента. В аналитических статьях встречались радикальные суждения, вроде: «Янукович заручился благословением Кремля», националистические организации угрожали проведением акций протеста, а представители раскольничьего «Киевского патриархата» изначально вообще отказывались присутствовать на инаугурации.
Святейший, впрочем, на саму церемонию не остался, акций протеста замечено не было, а глава «Киевского патриархата», «патриарх» Филарет (Денисенко) не только присутствовал на приеме в честь нового Президента, но и засветился в довольно забавном медиаскандале.
Главу самопровозглашенной «церкви» обвинили в нарушении Великого Поста, а именно в закусывании коньяка бужениной. Зажигательная информация сначала была опубликована на сайте газеты «Сегодня». Немного времени спустя статья была обновлена и снабжена комментарием. По новой версии выходило, что Филарет вообще не ел, а только слегка пригубил коньяк (что, между прочим, в этот четверг не возбранялось даже и по уставу, ибо праздновалась Иверская икона Божией Матери и давалось послабление на вино и елей, а коньяк – это почти вино).
Не стоило бы и обращать внимание на чужие грехи, тем более, не стоит христианам участвовать в сплетнях и злословии (и, кстати, вполне возможном лжесвидетельстве), если бы опровержение информации о нарушении Великого поста главой «национальной церкви» не было опубликовано на официальном сайте УПЦ КП. Дословно было сказано следующее: «Пресс-центр официально сообщает, что на приеме по случаю инаугурации Президента Украины В. Януковича Святейший Патриарх Филарет вообще ничего не ел, а коньяк лишь пригубил – за тост, произнесенный Главой государства. К сожалению, других напитков, в связи с большим количеством приглашенных, на столе около Патриарха не оказалось – их мгновенно разобрали». И далее: «Председатель информационно-издательского управления Киевской Патриархии епископ Евстратий связался с главным редактором газеты «Сегодня» Игорем Гужвой и сообщил ему о настоящем ходе событий, тенденциозно изложенных в публикации. Господин Гужва согласился опубликовать в газете описание события в изложении пресс-центра Киевской патриархии». (Подчеркнуто мной – М. С.)
На минутку представим себе, что Патриарха Московского и всея Руси журналисты обвинят в том, что он в пятницу съел бутерброд с колбасой на приеме у Президента. И вот на официальном сайте Московской Патриархии от имени официального лица появится официальное же опровержение: «Мы официально сообщаем, что Патриарх не ел бутербродов с колбасой. Он вообще не ест бутербродов, тем более, с колбасой».
Выглядит, не правда ли, комично?
Между тем, перефразируя древнюю поговорку, что комично для Юпитера, для простого смертного совсем не смешно.
Для крупнейшей в мире Православной Церкви, имеющей общение со всей полнотой Православия – сплетня, каких в СМИ сегодня немало — не значит ровным счетом ничего. Даже если кому-то не нравятся какие-то личные качества или поступки Патриарха, это ничего для него не меняет в статусе всей Русской Церкви.
Совсем другое дело – не имеющий никакого канонического статуса и никем в православном мире не признанный «Киевский патриархат». Эта юрисдикция держится только на националистических настроениях части украинского народа да опирающихся на эти настроения политиках. Для нее любая тень, упавшая на фигуру «предстоятеля», является не тенью, а пыльным мешком из-за угла. Если у «патриарха» нет элементарного благочестия (не будем говорить о вере, в сердцах не читаем), если все его «предстоятельство» — только игра на меченых национальных картах, то и автокефалия «Киевского патриархата» является тем, чем она является на самом деле – незаконным отделением, расколом, продиктованным исключительно политическими соображениями. А там, где начинается политика, паствы больше нет. Есть электорат. И за электорат надо бороться с другими партиями.
При всей смехотворности инфоповода, проблема за ним стоит нешуточная. Даже не проблема, а трагедия – трагедия православных христиан, оказавшихся за пределами Православной Церкви по причинам не духовным, вероучительным или каноническим, а исключительно политическим.
И это гораздо страшнее, чем чье-то нарушение поста.