По результатам опроса общественного мнения, проведенного социологической службой «Среда», 74% российских граждан уверены: мир познаваем, 85% опрошенных верят в науку. На этом фоне россияне в целом позитивно настроены по отношению к религии. Так, 60% опрошенных считают, что научное изучение религиозной жизни приносит пользу обществу, 56% респондентов не согласны с утверждением, будто религия служит задаче манипулирования людьми.
Читайте результаты опроса подробно: Большинство россиян не считают религию средством манипулирования людьми, – социологический опрос
Результаты опроса комментирует Михаил Тюренков, главный редактор интернет-портала «Правкнига.Ру», заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Вопрос о познаваемости/непознаваемости мира далек от большинства из тех, которые предлагаются среднестатистическим респондентам даже в ходе проведения опросов в области социологии религии.
Однако, несмотря на его кажущуюся сложность, именно он позволяет вскрыть некоторые стороны развития общественного сознания, которые в ходе прежних социологических исследований продемонстрированы не были.
И, в первую очередь, это, пожалуй, выявление сохранившейся с советских лет тотальной веры в науку, под которой в данном случае, как мне кажется, для большинства людей в первую очередь понимается эмпирический, естественнонаучный способ познания.
С другой стороны, показанная опросом вера людей в науку, сопряженная с пусть в меньшей степени, но все же доминирующим уважительным отношением к религии, по сути, является неким «народным подтверждением» глубокой мысли великого русского религиозного философа Семена Франка о том, что «…религия и наука суть два способа объяснения одной и той же реальности…» притом, что «...религия и наука не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой причине, что они говорят о совершенно разных вещах, противоречие же возможно только там, где два противоположных утверждения высказываются об одном и том же предмете…»».
При этом столь спорное, с точки зрения верующего человека, утверждение, как «мир познаваем» — категорически разделяют лишь 39% опрошенных. Относительная же познаваемость мира отнюдь не противоречит религиозному мировоззрению.
Таким образом, большинство респондентов, по сути, разделяют точку зрения о религии и науке как о непротиворечивых, но коррелирующих формах познания (и осознания!) мира, которая в той или иной форме очень часто звучит из уст современных православных мыслителей и экспертов.
В то же время лично меня удручает отдельный пункт исследования, в котором утверждается, что средством манипулирования религию считают «говорили об этом молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет и наиболее обеспеченные респонденты», т.е., с одной стороны, те, кто в нашем, сугубо коммерциализированном, обществе подменяют подлинную национальную элиту, а с другой, те, кто таковой элитой потенциально должен стать в обозримом будущем.
Понятно, что и в прежние века молодежь и богатые в силу естественных причин, в целом, были наиболее далекими от религии категориями населения. Однако в данном случае, особенно, если учитывать то, как был сформулирован вопрос, вполне возможно имеет место тенденция, которую я в одной из своих недавних статей назвал «неосекуляризацией».
Полагаю, что последнему феномену службе «СРЕДА» стоит уделить наиболее пристальное внимание.
Читайте также:
Константин Антонов: Молодые люди считают религию средством манипулирования людьми – и это тревожный факт