«Остров Мадагаскар, — проговорила Наташа Ростова. — Ма-да-гас-кар, — повторила она отчётливо каждый слог и, не отвечая на вопросы m-me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты».
(Лев Толстой, «Война и мир»)
Я иду по Старому Арбату. Снег кружит, словно перед Рождеством. Я иду на встречу с митрополитом Мадагаскара, острова, в русской культуре схожего с мифическим Буяном, острова, романтизированного Николаем Гумилевым, но по рейтингам Всемирного банка входящего в десятку беднейших стран мира. Мне интересно, чему улыбаются малагасийцы, живущие за Индийским океаном в абсолютной нищете? Мне интересно, зачем этот грек променял благополучную жизнь у себя на родине на трудности и лишения в стране третьего мира? Сворачиваю в Плотников переулок. Там меня ждут митрополит Игнатий Мадагаскарский и Матина Кувуси.
Александра Никифорова: Дорогой Владыка! Вы исключительный гость портала «Православие и мир» — живой апостол наших дней. 30 лет вы проповедуете православие в Корее, Западной Бенгалии и, наконец, на Мадагаскаре. Мы благодарим вас за то дело любви, которое вы вершите вдали от своей Родины!
Если мы откроем Интернет, то увидим, что у большинства наших современников Мадагаскар ассоциируется с красивой природой, редкими видами флоры и фауны, сапфирами и престижным экотуризмом. Но ведь существует и другое лицо Мадагаскара — повседневная жизнь простых людей. Какое оно?
Митрополит Игнатий: Чтобы вас перенести хотя бы мысленно в эту дальнюю страну, скажу: это четвертый по величине в мире остров на юго-востоке Африки. Конечно, жизнь людей на Мадагаскаре весьма отличается от нашей жизни — ее уровень очень низкий. Люди крайне бедны. Они не имеют никакого представления о европейской культуре. Во многих деревнях нет электричества, нет телевизоров, а о компьютерах и говорить нечего. Там не существует и тени той роскоши, которой наслаждаемся мы. Поэтому у людей нет и особых ожиданий от жизни.
Неужели век — двадцать первый?
Александра Никифорова: «Жили когда-то два брата, и у обоих ничего не было, кроме лохмотьев», — так начинается мадагаскарская сказка «Два брата и Занахари», — «долгие годы они трудились, чтобы скопить какую-нибудь малость, а все оставались бедняками…» Видимо, с тех пор ничего не изменилось? Со слезами я смотрела кадры из вашего фильма: сотни детей на рассвете приходят к 6:30 в миссию, чтобы получить кружку молока и печенье, и думала, вот мы, русские, греки постоянно сетуем на то, что плохо живем, мало зарабатываем, но и у самого бедного человека есть молоко и печенье для ребенка. Неужели это реальность двадцать первого века для Мадагаскара?
Матина Кувуси: Чтобы вы поняли уровень бедности на Мадагаскаре — иногда дети экономят и эту кружку молока, они отпивают немножко и оставляют на потом, чтобы поделиться с младшими братьями и сестрами, которые ждут их дома. Найдут в мусоре бутылочку и туда переливают молоко. Для многих детей это единственная еда на день. Молоко и печенье для многих из них — вопрос жизни и смерти.
Каждое утро мы раздаем этот драгоценный завтрак 600–800 детям. Они идут из дальних селений, выходят из дома до рассвета босиком, одетые в отрепья, часто, несут на спине своих братьев и сестер. Для нас это замечательное начало дня — видеть чистую улыбку детей и их благодарность, которая трогает наши сердца. Хотя им тяжело, они не ноют, не жалуются, терпеливо дожидаясь своей очереди.
Они благодарны Богу за вот эту единственную кружку молока, которая им дается.
Александра Никифорова: Все же, какая разница в психологии! Современный европейский ребенок сказал бы не «спасибо», а «дай еще»!
Матина Кувуси: Да, вы правильно заметили. Тут мы видим совершенно иное мышление и иное поведение, достойное уважения! И замечательно, что для людей их нищета не служит препятствием к познанию православия. Они ищут истинного Бога.
Сострадать страждущим
Александра Никифорова: Два года тому назад в Риме, в Страстной вторник, я оказалась на вечерне памяти новомучеников-христиан разных конфессий, погибших за проповедь Евангелия в последние 20 лет. Многие из них пострадали в Африке из-за религиозного или политического экстремизма, тропических болезней… Как Вы, владыка, решились пойти столь опасным путем в своей жизни?
Митрополит Игнатий: Я просто читал разные миссионерские журналы, и у меня родилось желание тоже стать миссионером. Я получил благословение от своего духовного отца и поехал. Сперва в Корею, где прожил 6 лет. Затем на 14 лет в Индию. Там с Божией помощью мы много всего сделали, но местному правительству не нравилось то, что мы строим храмы, крестим народ, и нас оттуда выгнали. В то время Мадагаскар остался без епископа, и меня направили сюда.
Я сам избрал этот путь, потому что он мне по душе. Я хотел работать для людей, которые ничего не знают о православии и вместе с тем просто помогать им выживать. Конечно, я мог остаться в Греции или поехать в Америку, скажем, или Австралию. Но я не хотел жить такой жизнью. Я хотел сострадать страждущим. В развитых странах и так много священнослужителей, я там не нужен. А в страны третьего мира клирики едут не столь охотно, так что здесь я нужнее, как и моя помощница Матина.
Епископ Мадагаскарский Игнатий (в миру Павел Сеннис) родился в Коринфе в 1951 г. Получил диплом инженера-механика, окончил семинарию «Святой Николай» и богословский факультет Университета в Фессалониках. В 1976 г. рукоположен во диакона, а затем священника митрополитом Коринфским Пантелеимоном, стал монахом монастыря Ставроникита на Афоне. С 1985 г. в течение 6 лет служил в православной миссии в Корее. Затем 14 лет — в Западной Бенгалии, где организовал миссионерскую, благотворительную и социальную работу, но в 2004 г. был депортирован из страны и в том же 2004 г. хиротонисан во епископа и назначен на вдовствующую кафедру Мадагаскара. На Мадагаскаре строит храмы и духовные центры, организует благотворительные образовательные и медицинские учреждения. Владеет английским, корейским, индийским, малагасским языками.
Стаматина Кувуси. Родилась в 1976 г. в греческой православной семье в Аделаиде (столица штата Южная Австралия). Там же закончила университет по специальности «микробиология». В детстве и юности любила читать миссионерские журналы, но лично не была знакома с миссионерами. В 1994 г. ее духовный отец, епископ Нектарий (Келлис) отправился с миссией на Мадагаскар, и она в 1999 г., через три месяца после окончания университета, последовала за ним. С тех пор живет и трудится на Мадагаскаре.
Будни миссии
Александра Никифорова: Сострадать страждущим… Какая помощь нужнее всего жителям Мадагаскара? Меня поразил Ваш принцип — оказывать помощь всем вне зависимости от их веры…
Матина Кувуси: Да, мы совершенно не делаем никакого различия, нас не волнует, какую религию исповедуют люди, какого они цвета. Все люди — дети Божии.
Каждый понедельник мы раздаем еду 130 бедным семьям: фасоль, рис, сахар. Мы советуемся с властями района и местными священниками, кто по-настоящему нуждается. Два года тому назад у нас получали еду тысячи семей. Сейчас из-за экономических трудностей, к сожалению, меньше.
Кроме раздачи еды мы строим школы (уже 16!) и так помогаем бедным семьям учить детей, потому что официально образование на Мадагаскаре платное. Представьте себе: у большинства детей нет даже портфеля. Тетрадки и ручки они несут в руках. Чтобы дойти до школы, им нужно преодолеть довольно много километров пешком. Часто они попадают под тропический ливень, их тетрадки и книжки размокают, поэтому важно помогать детям с письменными принадлежностями. Равно как и обеспечивать зарплаты учителям. Это мы делаем на пожертвования, которые получаем от греков Австралии, а до кризиса нам помогали еще греки из Греции и с Кипра.
Тем детям, которые показывают особые способности, мы предоставляем стипендии для продолжения обучения в высших учебных заведениях. Сейчас мы поддерживаем нескольких таких молодых людей — один изучает юриспруденцию, другой медицину, и еще один учится на инженера. Все эти дети выросли в Православной Церкви. Они учатся с тем, чтобы впоследствии вернуться в родные села и помогать миссии.
Кроме общеобразовательных школ у нас есть три школы, где обучают шитью девушек. После окончания курса обучения мы стараемся подарить каждой швейную машинку. И так они могут шить для соседей, продавать свое шитье и кормится этой профессией.
Александра Никифорова: Мы привыкли думать о жителях стран третьего мира, это стереотип, как о довольно примитивных. Но ведь талант Бог дает вне зависимости от расы и территории. Вы встречали талантливых людей на Мадагаскаре?
Матина Кувуси: У многих есть огромный талант к пению. Они выучивают всю литургию наизусть и поют ее совершенно ангельскими голосами. Даже в самые отдаленные деревни нам не нужно везти хор, потому что вся церковь — это хор. У них потрясающие голоса! Даже у тех детей, которые растут в отдаленных селах, есть свои дарования. Некоторым из них нам удается помочь развиваться дальше.
Фильм о Мадагаскаре на греческом:
Александра Никифорова: Чем беднее человек, тем легче он заболевает. Вы помогаете?
Матина Кувуси: На Мадагаскаре множество заболеваний, которые давным-давно перестали существовать в Европе: чума, тиф, проказа, холера, туберкулез. Мы организовали четыре клиники с разными отделениями: зубным, гинекологическим, терапевтическим, глазным; есть аптека (из которой мы бесплатно раздаем лекарства), УЗИ. Наши клиники работают бесплатно для неимущих (на Мадагаскаре нет медицинской страховки, вся официальная медицина платная). Если кому-то необходима операция, человек остается в своей деревне без медицинской помощи и, в конце концов, просто умирает (средняя продолжительность жизни здесь 55 лет для женщин и 50 лет для мужчин), даже не зная, от какой болезни. Часто люди умирают от того, что у них нет обычной жаропонижающей таблетки!
Кроме этих клиник действует дом престарелых (там сейчас 13 пожилых людей). На Мадагаскаре не существует пенсий, и люди, у которых нет семей, остаются беспомощными и забытыми обществом. Труд врачей (их набирают из местного населения, они выпускники медицинского факультета университета в Антананариво) оплачивает миссия.
Иеромонах Поликарп:
Идти путем миссии нужно, опираясь на два основополагающих закона: любви к Богу и ближнему и любви к боли.
На одной из литургий, которую я служил в окрестностях столицы Мадагаскара, меня позвали осмотреть больного юношу. Когда я вошел в глиняную хижину (обычно это комната, можно сказать, под открытым небом, в 15 квадратных метров, на которых могут размещаться до 10 в среднем членов семьи). И невольно отпрянул из-за резкого зловония, вызванного прогрессирующим процессом гниения. Но я прошел дальше, мне нужно было увидеть больного. На кровати лежал истаявший буквально юноша 28 лет. На вопрос, чем он болен, мать раскрыла мне завернутую в вонючую тряпку распухшую и посеревшую ногу. Она была покрыта язвами, из которых сочилась жидкость и находили себе вдоволь пищи насекомые. Зловоние исходило от этой ноги. Из-за отсутствия денег люди не могли обратиться к врачу. Обычная для Мадагаскара история. На следующий день мы отправили юношу в больницу. Спустя несколько дней ему сделали операцию. Сегодня юноша еще проходит лечение (опасность пока не миновала), но ему явно лучше, и что важно, у него появилось новое христианское имя. В этой палате боли и тревоги он пожелал принять святое крещение. Серафим воскрес душой. Борьба еще продолжается, но она продолжается в радости его личного воскресения.
Это один из многих случаев, которые можно увидеть здесь… в этой «темнице боли». Здесь ты учишься настраивать свое сердце на боль сердца других людей. Здесь ты учишься тому, что ничего нет драгоценнее Христа, Которого видишь в глазах и в смятении страждущих детей, безутешной матери, безработного отца, у которого 7–10 малолеток, старика-старьевщика, людей, живущих в голоде и жажде, духовной и материальной. Христос воскресе с Мадагаскара! Христос воскресе из еще одной «темницы боли».
Путешествие в первохристианскую общину
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16:15,16)
Александра Никифорова: Я была поражена тем, что в 1994 году, когда приехал на Мадагаскар первый миссионер архимандрит, затем епископ, Нектарий (Келлис), здесь не было ни одного верующего. А сегодня 15 тысяч православных, 80 общин, 35 священников, семинария, школы, клиники, детский дом, богадельня… Невероятно! Чем Вы объясняете такой миссионерский успех?
Митрополит Игнатий: Люди очень дружелюбны и открыты к Слову Божиему. Православие распространилось уже во многие уголки страны. Люди отличают истину от лжи и без какой-либо выгоды для себя обращаются к православию. Сейчас с помощью Божией у нас 75 храмов и 13 приходов без храмов. Службы там, где нет храмов, совершаются под открытым небом, но местные жители не стремятся к лучшим условиям. Они не знают лучшей жизни, поэтому и не просят ее от нас. Единственное, что их интересует, узнать истинную веру, стать членами Церкви.
Александра Никифорова: Вещь, понятная для греков, но непонятная для русского читателя — почему Африка? Почему греки занимаются миссией в Африке?
Митрополит Игнатий: В Греции негде уже проповедовать Евангелие. Христианство в Греции существует 2 тысячи лет. Поэтому мы отправились туда, где люди не знают о православии. Главная наша миссионерская задача — катехизация людей, затем крещение.
Митрополит Игнатий Мадагаскарский:
Часто нас спрашивают, как вы там? На ум мне приходят картинки из жизни нашей миссии. Мы выезжаем, нагруженные, на нашем джипе. Предстоит преодолеть 1400 км, чтобы посетить удаленные селенья и городки, где есть верующие и храмы. Часто дороги находятся в плачевном состоянии. Джип изнемогает на кошмарных ямах и подъемах. Скорость не развить выше 10 км в час. Мы приезжаем в сельцо. Все предлагают остановиться, отдохнуть, дать водителю выпить кофе. Люди из любопытства подходят к нам. Странные существа эти белые, чужеземцы-священники в рясах и с бородами! Кто они такие и во что верят, обсуждают два местных мужчины. В беседу вступают и другие. Вопросы заканчиваются катехизацией. Информационные брошюры на тему «что такое православие» расходятся молниеносно, а просьбы о том, чтобы мы вернулись и рассказали о Евангелии, повторяются до тех пор, пока не трогается наш джип.
Мы едем дальше, любуясь привычными ландшафтами и размышляя об этой остановке и беседе с людьми, упорно просившими нас о катехизации. И вот оканчивается наше путешествие, длившееся три дня и три ночи. Мы прибываем в пункт своего назначения. Путь без остановок изматывает. Сиденье автомобиля становится и кроватью, и столом. Но нам нужно посетить храм, пообщаться с верующими и крестить оглашенных, которые уже давно готовы к принятию таинства…
Александра Никифорова: Люди, живущие на Мадагаскаре способны понять Евангелие, осознать, что такое Воскресение, обожение, вписать это в свою мировоззренческую систему?
Митрополит Игнатий: У нас нет особо завышенных требований к людям, которые желают перейти в православие. Кто-то переходит из католичества, кто-то из протестантизма, а некоторые вообще из религий, где они поклоняются предкам. Но то, что нас умиляет более всего — это жажда людей узнать истинную веру.
Александра Никифорова: 83.61% населения страны не знает никакого языка, кроме малагасийского. Как проходит катехизация?
Митрополит Игнатий: Все население говорит по-малагасийски. Когда мы просто общаемся на бытовом уровне между собой, то говорим на местном наречии. Когда же речь идет о более сложных темах, мы прибегаем к помощи переводчиков. Эти переводчики — малагасийцы, владеющее либо греческим, либо английским, либо французским.
У нас есть и семинария для будущих священников и катехизаторов. Мы переводим духовную литературу и богослужебные тексты (Евангелие, Апостол, литургию, таинства, службы Страстной седмицы, акафист Богородице) на малагасийский язык. Конечно, глубокие понятия они не полностью понимают, но самое главное они знают и понимают. Им нравится церковь, богослужение. Они с самого утра издалека идут по бездорожью пешком, часто босиком, приходят в храм к 6:30 утра и остаются до конца. Они, в отличие от нас, не разговаривают между собой в церкви и совершенно не устают.
Александра Никифорова: Кто из православных святых ближе всех малагасийцам?
Матина Кувуси: Они очень-очень любят и почитают Богородицу и святого Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, святого Нектария, но особенно все же Богородицу.
Митрополит Игнатий: Крестятся люди всех возрастов — и младенцы, и старики. Многие крестятся семьями или даже селами. Эти крещения происходят в реке (если она есть поблизости) или в купели. Крещение происходит сразу над 10–100 людьми. Стоя в белых рубахах, они ожидают своей очереди, чтобы воспринять крещение. Это очень напоминает эпоху первого христианства. После мы раздаем каждому по иконе и кресту. Если есть какая-то одежда, то дарим и одежду.
Иеромонах Поликарп:
Мы находимся в Mahatsandri, недалеко от моря. Отсюда открывается панорама Африканского континента. Здесь нет вообще никакого сообщения с внешним миром. С пятницы, когда мы сюда приехали до воскресения полудня, мы крестили 165 человек. В воскресение вечером все бросились петь и плясать. «Можно, отче, мы будем петь до утра», — спросили они у меня, и я одобрил их предложение, разделяя их радость и ликование души. «Пусть поют», — подумал я, — «сейчас, когда Свет вселился в их сердца. Сегодня действительно день Света. Их новое одеяние — Сам Христос».
Митрополит Игнатий: После крещения (впрочем, как и всегда) у нас бывает общая трапеза, мы едим, как одна семья. Не думайте, что там есть столы и стулья! Люди сидят на земле. Когда нет поста, едим мясо с рисом, если пост, то рис с фасолью. Никаких плит для готовки нет! Мы ставим на костер кастрюли и в них варим пищу, как в древние времена!
Митрополит Игнатий Мадагаскарский:
Жизнь православного миссионера более всего напоминает путь на Голгофу. Как-то люди из удаленного селения, где еще нет храма, через своего священника попросили меня навестить их. Несмотря на множество попечений, мы договорились с батюшкой, что я приеду в один из воскресных дней. Село далеко, дорога трудная и очень разбитая, с здоровыми колдобинами посередине. Мы выехали в субботу днем, взяв с собой все необходимое для совершения литургии. Джип миссии, нагруженный вещами и людьми, изнемогал, преодолевая трудные участки. Сумерки настигли нас задолго до того, как мы добрались до села, управлять машиной стало еще труднее. Все мы боялись, как бы ни случилось чего-то непредвиденного в пути.
За несколько сот метров до деревни нас уже ожидали местные жители, чтобы сопроводить в безопасности. В селе мы оказались очень поздно, но нас переполнили славословие Богу и умиление: мы увидели, что все христиане от мала до велика встречают нас с зажженными свечами. Наша общая радость была велика. Эта встреча напомнила нам апостольские деяния и послания апостола Павла, где он рассказывает о своих встречах с христианами во время миссионерских путешествий.
После приветствия все взяли благословение, и мы прошли в большой школьный класс (храма там нет), началось оглашение. Люди всех возрастов набились до отказа, в образцовой тишине они слушали Слово Божие. Несколько свечей освещали место проповедника, малышей стало клонить в сон. Проповедник рассудил, что время уже позднее, и пора заканчивать беседу, но многие из взрослых не хотели расходиться. На ужин нас проводили в дом катехизатора, где с большой любовью предложили все самое лучшее, что имели. Это так трогательно: видеть бедных людей, которые лишают себя лучшей пищи, предлагая ее гостям.
Деревенские дома — это глиняные хижины, в них не предусмотрены гостевые места. Несмотря на это, всех разместили по домам, а епископ остался ночевать на заднем сиденье машины. На комфорт во время миссионерских поездок никто не претендует. Утром в школе, где будет совершена литургия, уже все готово. Большой класс освобожден от скамеек. Вскоре он был заполнен людьми. Их внимание к службе образцово. В конце литургии прозвучала проповедь, затем последовало свободное общение — им очень нужен храм. Мы пообещали, как только найдем деньги, начать его строительство. Здесь люди умеют ждать и терпеть.
Александра Никифорова: А у них нет обиды на Бога, что он так мало дал их народу?
Митрополит Игнатий: Нам бывает трудно понять их, а им нас — зачем нам все эти машины, удобства, роскошь. Нет, они совершенно не жалуются, как можно? Конечно, наверное, им хотелось бы немножечко улучшить свою жизнь, но поскольку они в такой ситуации родились, выросли, то они спокойно себя в ней чувствуют.
Путь за гуманитарной помощью или ко Христу?
Александра Никифорова: Все же, на Ваш взгляд — люди идут за гуманитарной помощью, учитывая их бедность, или они идут ко Христу?
Матина Кувуси: Мы тоже как-то задавались этим вопросом. Почему все-таки люди обращаются — потому что они получают материальную помощь или потому что они, правда, начинают видеть Христа? Я c вами поделюсь своим личным опытом. У нас был ребенок, который приходил в храм каждое воскресенье. Мы очень много ему помогали, он был из бедной семьи. В какой-то момент он прекратил ходить в храм, и мы думали, куда же он делся? Может быть, просто получил то, что ему было нужно, и ушел? А, может, он вернулся к своей прежней религии? Мы терялись в догадках.
И вот однажды, было воскресенье, он пришел в храм. Когда закончилась литургия, мы спросили у него: «Где же ты был? Мы тебя потеряли». Его ответ растрогал нас: «Я должен был уйти отсюда, потому что не было никакой работы. Мне пришлось отправиться в восточную часть острова». Он вынул из кармана совершенно изорванные четки и сказал: «Я не могу приходить каждое воскресенье в храм, там, где я работаю, нет церкви, но я каждый день молюсь Иисусовой молитвой „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя“. Пожалуйста, дайте мне новые четки». И мы поняли: у этих людей сильная вера.
Александра Никифорова:
Будь благ ко мне, о вечный Боже!
Я здесь минутный гость, я раб!
Ты бесконечен, — я ничтожен;
Всесилен Ты, — я нищ и слаб!
Ты жизни Царь, — я дань гробнице!
Ты весь во свете, — я в темнице!
Чтоб щедрить всех — Ты благ на то:
Ты Всемогущ, — а я ничто!..
(Ф. Н. Глинка, Молитва мадагаскраского негра)
Матина Кувуси: Мы видим, что люди приходят и становятся сознательными христианами. Вокруг нас действуют секты, у которых много денег. Они сулят построить школы, клиники, церкви, оказывать денежную помощь, если люди обратятся к их религии. Несмотря на это, даже те, кто еще проходит катехизацию, и пока не крестились, отвечают: «Спасибо, но мы православные христиане» — и не принимают от них помощи. Так они становятся исповедниками православной веры.
Не растрачивайте зря!
Александра Никифорова: Как можно помочь вашему благородному делу?
Митрополит Игнатий: Если бы вы жили поближе в Африке, тогда я сказал бы вам: «Пошлите нам то, что лишнее для вас — одежду, обувь, пальто все, что угодно». Но, поскольку вы так далеко, вам невыгодно что-то посылать. Если вы желаете, можете оказать экономическую помощь. На Мадагаскаре все очень дешево стоит. Рабочий в день получает 1 евро, учитель получает 40 евро в месяц. Нам нужны деньги, чтобы платить учителям, врачам, тем, кто у нас работает, покупать еду и раздавать ее…
А если хотите, просто приезжайте как волонтеры, работа найдется для каждого! Совсем неважно, знаете вы язык или нет. Мы будем вам благодарны.
Кризис на Мадагаскаре несравним с кризисом в Греции. Там нет ни пенсий, ни даже самого необходимого пропитания. Когда мы ездим по деревням, мы берем с собой сладости, конфеты. И когда начинаем раздавать их, то видим, как собирается вся деревня, чтобы получить по карамельке, и даже взрослые тянут руку за конфетой. Мы, например, едим два раза в неделю мясо или рыбу. А они — раз в месяц и совершенно не такую порцию, которая насытила бы нас. Иногда целая семья довольствуется кусочком мяса, который умещается в одной ладони. А совсем бедные люди покупают сушеную рыбу и крошат ее на рис. Салаты, сыры, икра-то, к чему мы привыкли, для населения Мадагаскара вещи неизвестные. Я часто вижу женщин, которые покупают в магазине две картошки, один помидор, одну головку лука.
Молодежь одета в грязную, оборванную одежду, на них порой неприятно смотреть. А мы меняем одежду, как только меняется мода, или если хотим купить тот или иной бренд. Поэтому прошу вас: не растрачивайте! Вы растрачиваете то, в чем испытывают огромный недостаток люди на Мадагаскаре.
Александра Никифорова: Наверное, на Мадагаскаре меняется иерархия привычных нам ценностей?
Митрополит Игнатий: Конечно же, нас обличает совесть, и мы сами, например, ничего теперь не выбрасываем. Мы очень экономно живем. У нас есть куры для мяса и для яиц, есть огород, где мы выращиваем овощи. То, что мы видим вокруг нас, заставляет нас задуматься. Поэтому, когда мы оказываемся в Европе, в Греции, в Америке, мы всем советуем не тратить.
Дарить ближнему любовь
Александра Никифорова: В одном из своих интервью вы говорите: «Когда ты попадаешь на Мадагаскар, ты не думаешь, кто ты, диакон или епископ, ты просто служишь людям». Вы никогда не пожалели о выборе, сделанном 30 лет тому назад, который лишил Вас возможности быть «настоящим архиереем», с красивой резиденцией, престижной маркой автомобиля и т. д.?
Митрополит Игнатий: Я очень доволен своим выбором. Я и все те, кто мне помогает, мы хотим помогать ближним. Христианская жизнь — это дарить ближнему любовь. Желаю Вам благословения Божия. И милости просим на Мадагаскар!
Александра Никифорова: Мы благодарим вас, дорогой владыка, и просим наших читателей никогда не забывать в молитвах вас, вашу паству и ваше дело любви на Мадагаскаре!
Я иду по Старому Арбату. Снег кружит, словно перед Рождеством. Пьяный вопль проносится через всю улицу. Напротив Дома Лосева привычное фламенко. Успешные и самодостаточные, люди сидят этим вечером в арбатских ресторанчиках, но не встретишь на их лицах улыбку, что озаряет лица малагасийцев, не имеющих буквально ничего материального, но счастливых.
Я иду по Старому Арбату и понимаю, что давно уже потеряла инстинкт — помочь каждому: юноше, собирающему по 100 рублей на детей с онкологическими заболеваниями, молодой мамочке, что еле тащит коляску с малышом по ступенькам перехода на Библиотеке Ленина, просящему милостыню бомжу. Сегодня этот естественный инстинкт, «настраивать свое сердце на боль сердца других людей», вдруг оживает во мне. Именно он восстанавливает в человеке его человеческое достоинство и наполняет счастьем того, кому помог ты, но сторицею тебя самого.
Автор благодарит Алевтину Волгину за организацию встречи с митрополитом Мадагаскарским Игнатием и Стаматиной Кувуси, а также за помощь в переводе беседы. Фото и рассказы митрополита Игнатия и иеромонаха Поликарпа с сайта миссии: http://ierapostoles.gr, а также из открытых Интернет-источников. Адрес для связи с миссией: orthodoxia@freedsl.mg