С 24 и по 26 июня в древнем Можайске прошла XII конференция, посвященная памяти просветителя Земли Русской — святителя Макария, Митрополита Московского (†1563; пам. 30 дек.). Мудрый иерарх провел в Можайске три года, будучи архимандритом Лужецкого монастыря, затем в 1526 году он был поставлен во архиепископы на Новгородскую кафедру. В последующее время он сохранял связи с Лужецкой обителью, о чем свидетельствует строительство в Лужецком монастыре соборного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, его роспись, а также наличие лужецких постриженников в окружении святителя Макария.
В вышедшей накануне конференции местной газете “Новая жизнь” была опубликована фотография гобелена с изображением святителя Макария и сообщение о предстоящем открытии Чтений. В рубрике “Макарьевские чтения” была опубликована статья об Успенском Колочском монастыре, основанном в XV веке, а также молитва чудотворной иконе Колочской Богоматери. В предшествующем номере газеты постоянная участница конференции О. Гладкова поделилась своими впечатлениями о можайских конференциях. Приятно осознавать, что внешний вид сборников “Макарьевские чтения” в библиотеках свидетельствует об их востребованности исследователями.
Каждый год конференция имеет свою тему. В прошлом году Чтения были посвящены можайскому уроженцу — Патриарху Иоакиму (1674–†1690). Тема нынешних Чтений — “Иерархия в Древней Руси”. Их открытие впервые проходило в здании администрации Можайского района и открыл их глава администрации В. В. Насонов. Затем было зачитано приветствие митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, обращенное к участникам конференции. В нем была дана оценка значимости конференции: “Макарьевские чтения стали значительным событием церковной и культурной жизни наших дней и своим существованием обогащают духовную жизнь общества, способствуют возрождению нашего Отечества”.
Выступившая сотрудница Российской Государственной Библиотеки Т. А. Исаченко подчеркнула важность того, что данная конференция организована не научным учреждением, а администрацией. Приветствовали открытие конференции также и другие ее участники. Характерной особенностью нашего времени является установление памятников выдающимся деятелем прошлого. Прозвучала эта мысль и в Можайске — поставить памятник святителю Макарию. В заключение торжественной части выступил мужской камерный хор под управлением А. Гринденко. Поскольку направленность хора музыкально-археологическая, то в его исполнении прозвучали древние музыкальные композиции церковных песнопений XVI–XVII веков. Несомненно, это навевало атмосферу времени святителя Макария.
На конференции присутствовали и участвовали: духовенство, ученые гуманитарии, преподаватели, аспиранты, музейные работники. Разнообразен был и спектр представленных докладов: иконография Митрополита Московского Петра, святитель Московский Алексий, святитель Иоанн Новгородский, Патриарх Никон и русская иерархия XVII века, Новгородский митрополит Иов, епископ Рязанский Филофей. Рассматривались и более узкие аспекты деятельности других иерархов Русской Церкви: Библия Пискатора из библиотеки Вологодского архиепископа Симона, Октоихи времени Святейших Патриархов Иосифа и Никона, Крутицкое подворье — резиденция Сарийских и Подонских архиереев. Образ государя нашел отражение в докладах о царских венчаниях, об образе князя в Поучении Владимира Мономаха и др. Традиционной была проблематика, связанная с Можайском: “Возможные направления заселения окрестностей Можайска в XII веке” (краевед Н. И. Власьев). Нашли отражение тема монастырей и храмов (Спасо-Иаковлевский в Ростове, Троицкий храм в Можайске и др.), а также литературоведческие и археологические темы.
Можайские чтения имеют особую ритмичность: 12 января память святителя Макария, а через полгода — его научное прославление в докладах исследователей на Чтениях, ему посвященных. Знаменательно и то, что святитель Макарий почитается как покровитель книжного делания и по сложившейся традиции на каждой последующей конференции докладчик получает по прочтении доклада опубликованные материалы предшествующей.