Это начальная школа в Колумбусе, штат Огайо. И в этой школе был ученик по имени Дэн. Когда Дэн начал там учиться, ему было шесть лет. Он был лапочкой с улыбкой, освещающей всю комнату. Но через несколько месяцев в школе Дэн стал агрессивным, и эта улыбка потухла.
Дэн начал переворачивать столы, бросать парты и стулья, кричать на учителей, становиться на подоконники, вбегать и выбегать из класса и даже из школы. Иногда эти вспышки гнева парализовали всю школу, пока Дэн снова не успокаивался. Порой это занимало более часа. Никто в школе не знал, как помочь Дэну.
Я знаю об этом, потому что я была директором этой школы. И мы вместе с коллегами быстро поняли, что положение дел было более критичным, чем все то, к чему нас когда-либо готовили.
Каждый раз, когда Дэн срывался, я продолжала думать: «Что из курса подготовки директоров школ я пропустила? Что мне следует сделать с таким ребенком, как Дэн? И как я смогу заставить его перестать препятствовать обучению всех остальных учеников?»
И после того как мы попробовали все, что, как нам казалось, мы знали, — разговоры с Дэном, лишение льгот и звонки родителям, — у нас остался только один вариант: исключить его. И я знала, что это ему не поможет.
Проще исключить из школы, чем разбираться?
Случай с Дэном не уникален. По всему миру ученики испытывают трудности с учебой. И хотя мы не придумали универсального решения, мы пришли к простой идее: для того, чтобы таким ребятам, как Дэн, не просто пережить школу, но и преуспеть, нам как-то нужно было найти способ не только научить их, как читать и писать, но также помочь им разобраться со своими эмоциями и научиться ими управлять.
Благодаря этому мы смогли улучшить нашу школу — она была одной из самых слабых школ в штате Огайо, но мы подняли ее уровень всего за несколько лет.
Это кажется очевидным, да? Разумеется, учителя должны думать об эмоциональном благополучии детей. Но в действительности, когда ты в классе с тридцатью учениками и один из них бросает в тебя столы, гораздо легче исключить этого ребенка, чем разбираться, что происходит у него в голове.
Но вот что мы поняли касательно Дэна и детей, похожих на него: маленькие изменения могут давать ощутимые результаты, и можно начать прямо сейчас. Вам не нужны бо́льшие бюджеты или великие стратегические планы. Вам просто нужно разумнее подойти к тому, что у вас есть, и понять, как это использовать.
В образовании мы склонны всегда искать нестандартные ответы, и мы редко тратим достаточно времени, денег и усилий, развивая то, что у нас уже есть под рукой. Но именно так значимые изменения могут произойти быстро.
Итак, вот что я узнала о Дэне. Я хотела понять глубинные причины того, почему он стал таким агрессивным. И я узнала следующее: его отец ушел из дома, и его мать работала допоздна, чтобы содержать семью. Поэтому у Дэна не было взрослых для общения. А еще он должен был заботиться о своем младшем брате, когда он приходил домой из школы. Могу я напомнить вам, что Дэну было всего шесть лет?
Не могу сказать, что я виню его в наличии проблем с адаптацией к школьной среде. И все же нам надо было найти способ помочь ему справиться со шквалом эмоций, одновременно обучая его основным навыкам чтения и счета. Три вещи помогли нам больше всего.
Юмор, отдых и ответственность
Нам нужно было понять, где он испытывает наибольшие трудности. Как и для большинства детей, прибытие в школу может быть сложным переходным периодом, поскольку они перемещаются из менее организованной домашней среды в более организованную школьную среду.
И вот что мы сделали для Дэна: мы создали для него успокаивающую зону в нашей комнате отдыха, которую мы оборудовали креслами-качалками, мягкими подушками и книгами. И мы разрешили Дэну приходить туда по утрам без других детей, что давало ему время привыкнуть к школьной среде в подходящих ему условиях.
И чем больше мы узнавали о Дэне, тем больше мы находили способов, помогающих ему успокоиться. Например, Дэн любил помогать младшим ученикам, поэтому мы сделали его помощником в детском саду, и он ходил в группу детского сада и учил детей писать буквы. И ему в самом деле удалось научить нескольких детей, с которыми был бессилен учитель.
Хотите верьте, хотите нет, но Дэн помог некоторым из тех дошкольников стать спокойнее, показав нам, что влияние сверстников на поведение было гораздо сильнее, чем все, что могли сделать мы, взрослые.
С ним мы использовали юмор и песни. Я знаю, это звучит глупо, что директор и учителя в самом деле могут смеяться вместе с детьми. Но вы можете представить себе изумление на лице Дэна, когда директор шутит или поет по школьному радио. Это почти всегда заканчивалось смехом, уменьшая длину его «вспышек» и помогая нам нащупать связь с ним и его миром.
Танцевальные паузы во время уроков
Я знаю, что кое-кто из вас думает: «Непрактично полагаться на такой специфический подход к каждому учащемуся», но у нас это и в самом деле получилось. Найдя приемы и тактики, сработавшие для Дэна, наши педагоги смогли внедрить их и применять и для других учеников.
Мы начали заблаговременно влиять на поведение учеников, вместо того чтобы просто реагировать на него. Наши учителя находили время во время урока, чтобы научить детей, как распознавать свои эмоции и применять здоровые стратегии обращения с ними. Например: досчитать до 10, покрутить спиннер или немного пройтись.
В течение дня мы давали мозгам детей отдохнуть, позволяя им петь песни и организованно делать физические упражнения. А для тех ребят, которым было сложно долго неподвижно сидеть, мы приобрели подвижные сидячие места, такие как кресла-качалки, велотренажеры и даже эллиптические тренажеры, что позволяло детям крутить педали под партами. Эти изменения поощряли детей оставаться в классе, помогая им концентрироваться и учиться. А когда меньше детей безобразничают, все дети учатся лучше.
И вот в чем чудо: это не стоило нам большого количества дополнительных средств. Мы просто по-другому распорядились тем, что у нас было. Например, каждая государственная школа имеет бюджет на инструменты обучения. Инструментом обучения может быть книга, может быть классная доска, могут быть подвижные сидячие места, может быть спиннер, это может быть даже покраска стен в более спокойный цвет, что помогает ученикам преуспевать.
Не то чтобы мы не вкладывались в академические инструменты — это очевидно, — но мы серьезно отнеслись и к социальным инструментам. И результаты говорят сами за себя.
Принимая всерьез эмоциональное развитие наших детей и помогая им управлять своими эмоциями, мы заметили огромный рост оценок по чтению и математике, намного превышающий наши годовые прогнозы и превосходящий многие школы с аналогичным контингентом учеников.
Доверие и уважение
Второе, что мы сделали для помощи детям в управлении эмоциями, — мы использовали связи. У нас не было персонала, чтобы помочь детям справляться с хаосом, порой царившим у них дома. И мы не имели ни подготовки, ни финансов, чтобы непосредственно на это влиять.
Так что мы начали связываться с местными группами, общественными организациями и даже с Университетом штата Огайо. Партнерство с Университетом штата Огайо позволило нам получить студентов, которые изучали не только образование, но и школьную психологию и социальную педагогику. Эти студенты работали в парах с нашими учителями, помогая нашим самым трудным ученикам.
И все остались в выигрыше, потому что наши учителя получили доступ к новинкам университетской программы, а студенты получили реальный жизненный опыт, работая в классе. В ходе нашего партнерства с детской больницей Nationwide мы получили поликлинику, которую они строят в нашей школе, обеспечивая поддержку физического и психического здоровья наших учеников.
И наши дети снова остались в выигрыше. Неявок на уроки становилось все меньше, и наши дети получили возможность посещать консультации, к которым у них был доступ в течение школьного дня.
Но я думаю, что наибольшие перемены случились не с Дэном и не с детьми в целом. Они случились со взрослыми в классах. Учителя обычно хороши в планировании и реализации академических инструкций, но когда вы сталкиваетесь с нарушением порядка, вам может показаться, что это не входит в ваши обязанности.
Но, относясь серьезно к эмоциональному развитию наших детей, мы перешли от философии исключения «нарушаешь — убирайся» к философии доверия и уважения. Это было непросто, но мы чувствовали сердцем, что это верный путь к изменениям, и я восторгаюсь учителями, которые решились на это со мной.
«Чем я могу тебе помочь?» вместо «Выйди из класса»
Частью нашего личного плана профессионального развития было изучение исследований доктора Брюса Перри о влиянии различного рода событий детства на развитие ума ребенка. И мы поняли, что жизненные ситуации некоторых из наших учеников, такие как неполная семья, хаотичная домашняя жизнь, бедность и болезни, травмировали развивающиеся умы.
Да, травмировали. Я понимаю, это сильно сказано, но благодаря этому мы смогли переосмыслить и понять поведение, которое наблюдали. Те сложные домашние жизненные ситуации являлись непроходимым препятствием на пути к обучению, и мы должны были найти способ их преодолеть.
Так что наши учителя продолжили дорабатывать планы уроков, делая их более короткими, ориентированными на одну задачу, стимулируя детей учиться, и продолжили внедрять те самые подвижные паузы, позволяя детям прыгать по классу или танцевать две минуты без перерыва, так как мы поняли, что перемена помогает ученикам запоминать новую информацию. И хочу заметить, что «Ча-ча слайд» идеально походит для короткой дискотеки.
Я видела учителей, говоривших: «Что с тобой произошло?» вместо: «Что у тебя опять не так?» Или: «Я могу тебе помочь?» вместо: «Выйди из класса». И то, что мы вложились в наших детей, принесло огромные изменения, и мы продолжаем видеть рост успеваемости в нашей школе.
Я рада сообщить, что когда Дэн перешел в четвертый класс, он редко попадал в неприятности. Он стал школьным лидером, и другие ученики начали брать с него пример. Мы видели и чувствовали улучшение обстановки в школе, что делало ее счастливым и безопасным местом не только для детей, но и для взрослых, независимо от всякого влияния извне.
Перенесемся в настоящее время. Я сейчас работаю по альтернативной образовательной программе с учениками старших классов, которые испытывают трудности с учебой в традиционных школах. Недавно я ознакомилась с некоторыми из их историй.
Многим из них от 17 до 18 лет, они попадают в отделения по делам несовершеннолетних, их исключают из школы. И я обнаружила, что многие из них демонстрируют такое же поведение, которое я видела у шестилетнего Дэна. И я не могу не задаться вопросом: если бы эти дети научились здоровым способам решения проблем в трудные моменты жизни, смогли бы они справиться с жизнью в обычной школе? Не могу ручаться, но скажу вам, что сама уверена: им бы это помогло.
Настало время всем нам отнестись к социальному и эмоциональному развитию наших детей серьезно. Если мы учим их читать и писать, но по окончании школы они все еще не знают, как управлять своими эмоциями, то на что будет похоже наше общество?
Я всем говорю: «Вы можете вложиться сейчас, или же вы заплатите потом». Настало время начать вкладываться в наших детей.
Спасибо.