Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды.
О Богородице писать сложно, как сложно писать о матери. Связь с матерью – кровная, молочная, естественная, и святость материнства такая же кровная и естественная. Дурная, непутевая, жестокая, пьющая мать – горе. Любящая и заботливая – счастье. «Если мать еще живая, счастлив ты…», — как поется в незамысловатой песенке.
У Ролана Быкова есть короткометражный фильм «Я сюда больше никогда не вернусь», и страшнее его, кажется, снять что бы то ни было очень сложно. Сюжет – безнадежный и жестокий. Совсем маленькая дочка пьющей и распутной женщины, регулярно избивающей и матерящей ребенка, убегает от матери в лес, где играет в свои куколки и плюшевых зверюшек, повторяя то, что видит в своей несчастной семье. Фильм заканчивается криком девочки «Я сюда больше никогда не вернусь!» — и ее прыжком в пропасть.
Примерно о том же – недавний фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Заброшенный расходящимися родителями ребенок уходит из дома и исчезает. Даже не пропадает без вести – просто исчезает из этого мира, которому он совершенно не нужен: отец работает и строит параллельную семью, мать тоже налаживает личную жизнь, делает модную укладку волос, постит фоточки в Инстаграм, и только исчезновение мальчика заставляет родителей на время даже не примириться, а просто начать что-то делать вместе.
Миллионы таких детей. Их встречаешь в детских домах – они почти спокойно рассказывают, как мама избивала или приводила в дом мужчин, которые их избивали, они с ужасом прячутся в углу и закрывают глаза ладошками при слове «мама», они ждут возвращения мамы, которая никогда за ними не придет, они с надеждой спрашивают каждую приходящую женщину: «Ты моя мама?».
Будем честны – женщины, родившие таких детей, им не матери. По крайней мере, не те матери, о которых поют в песнях и которым читают стихи на Восьмое марта. Эти женщины искорежили святость материнства, превратив его в уродливый нарост на собственной душе и на душах искалеченных ими детей.
И тогда придет на помощь Она – Мама, Которая не умирает
Праздник Успения Богородицы можно считать Днем Защиты брошенных детей, православным День Матери. Потому что есть Мать, Которая никогда не оставит. Она прижмет к сердцу, пожалеет, ни за что не обидит, никуда не уйдет и никогда-никогда не умрет.
Не умрет. Каждому из нас придется или пришлось пережить этот страшный момент, когда самая лучшая мама, самая единственная, уходит навсегда. В детской обиде мы будем плакать и звать ее назад, к нам, на землю, чтобы прикоснуться к ее ладоням, прижаться к щеке, припасть к ее груди, зарыться лицом в ее волосы. А она будет возвращаться только в снах и воспоминаниях.
И тогда придет на помощь Она – Мама, Которая не умирает. Она – не «архетип матери», не некий символ, Ее материнство прописано в Евангелии, и если мы доверяем ему, то мы понимаем и учение о Деве Марии.
Она упоминается в Писании всего несколько раз. Впервые мы читаем о Ней в самом начале Евангелий от Матфея и от Луки, где рассказывается о зачатии Спасителя от Святого Духа. Здесь Она предстает смиренной и кроткой Девочкой, принимающей волю Божью, с сильным и бесстрашным сердцем, не боящимся людской молвы. Затем – посещение Елизаветы. Здесь перед нами заботливая подруга, идущая поддержать родную душу, порадоваться с ней.
Еще один эпизод – Мария и Иосиф ищут Отрока Иисуса в Иерусалиме. Каждая мать, хоть когда-то искавшая своего ребенка пусть даже в безопасном торговом центре, поймет Ее страх. Но осуждает ли Она Сына, оставшегося в Храме? «Чадо, что Ты сделал с нами?» — кротко спрашивает Она. Не хватается за ремень, не кричит: «Домой немедленно!», не отвешивает подзатыльник. Она принимает и уважает интересы взрослеющего Сына. Она лишь просит Его не покидать Ее насовсем.
Он усыновляет Ей все человечество
Первое Свое чудо Христос совершает по просьбе Матери – превращая воду в вино на свадьбе. Такая простая просьба, такая человечная, и так очевидно – Она и этой молодой семье, и гостям старается быть заботливой мамой.
В следующий раз мы встретим Ее в странных обстоятельствах: в третьей главе Евангелия от Марка Она с другими членами семьи приходит ко Сыну, но Он, кажется, не принимает Ее: «Вот мать Моя и братья Мои», — говорит Он о слушающих. Критики говорят: Иисус отрекся от Матери. Но сам евангельский контекст говорит о том, что, напротив, Он поднимает Своих учеников до Ее уровня.
Они Ему близки, как родная Мать. Она же просто стоит смиренно рядом.
В последний раз мы видим Ее у Креста, и именно там Она становится Матерью всем нам. «Се, Мати твоя – се, сын Твой», — из последних сил, умирая от жары и боли, говорит Спаситель Маме и ученику. По-человечески исполняет последний земной Сыновний долг – так, кстати, мы понимаем несостоятельность предположения, что у Девы Марии были и другие дети: ведь в таком случае не было бы смысла поручать Ее ученику. По-Божески – Он усыновляет Ей все человечество, всех нас – Его учеников.
А о последних днях Богородицы мы узнаем только из Предания. Это обидно, но понятно. Фиксировать смерть Матери – страшно. Фиксировать Ее воскресение (назовем вещи своими именами – тела Ее во гробе не было, значит, Господь Ее воскресил, как воскрес Сам, потому и зовут в народе праздник Успения «Богородичной Пасхой») – непостижимо.
Звучит предание об Успении Пресвятой Богородицы как сказка, а по сути – иначе и быть не может. Мама не должна умирать.