«Заговорит попозже, обязательно»
Дима для Сергея и Екатерины первенец. Они жили в поселке городского типа Куженкино в Тверской области. Мальчик развивался по возрасту, вот только не говорил. Диме было уже два года, а он до сих пор не сказал ни одного слова. Екатерина с мужем утешали себя: «Вон племянник тоже: только в два с половиной года начал говорить. И наш заговорит позже, обязательно».
И все же тревожные мысли не давали покоя. Родители наблюдали за мальчиком все более внимательно, все чаще подмечали странности: то не отзывается на имя, то не слышит просьбу…
— Мы пошли по врачам. Но врач-педиатр не увидела никаких проблем со слухом. И прошло еще почти полтора года, прежде чем мы решились ехать в Москву.
В Москве, когда Диме было три года и четыре месяца, мальчику поставили диагноз «двусторонняя сенсоневральная тугоухость третьей степени» и установили слуховые аппараты. «Начался наш долгий процесс привыкания», — говорит Екатерина.
Школа-интернат
Удаленность от центра, отсутствие хороших врачей, специалистов, сурдопедагогов — Екатерина и Сергей были в полной растерянности. Они понимали, что без помощи Дима не заговорит, не научится правильно слышать, а где взять эту помощь?
— Сначала мы возили Диму в райцентр, там с ним занимались психолог и дефектолог. Результатов не было, — рассказывает Екатерина. — Потом нам рекомендовали школу-интернат для глухих и слабослышащих в городе. Ребенок там должен был находиться с понедельника по пятницу. Это был тяжелый выбор: что делать, отдавать? Как он будет там один?
Они все же попробовали. И это был стресс для всех: Дима плакал, когда мама уходила. Потом в течение дня Екатерина звонила воспитателям, не находя покоя, те говорили, что, мол, все хорошо, ребенок не плачет. Но все равно было невыносимо думать: как он там?
— В общем, мы помучались, поняли, что расставание слишком тяжело нам дается, да и успехов не было — Дима не говорил, — и решили забрать сына.
«Тест не прошла»
Когда Диме было три года, у него родилась сестренка — Юля. В роддоме аудиоскрининг девочке не сделали — не было оборудования. На плановом осмотре в один месяц Екатерина все же попросила направление к сурдологу, хотя и была уверена: все хорошо.
— Уже на следующий день мы были у сурдолога в Твери. Результат: тест не прошла. Врач сказала: «Такое бывает, приезжайте в три месяца». Приезжаем в три месяца и снова: «Не прошла». Нам дали направление в Москву, и в годик Юляше поставили диагноз «Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4-й степени, пограничная с глухотой».
Это было что-то невероятное: если у Димы был остаточный слух, то Юля вообще ничего не слышала!
Я даже помню эти большие от удивления глаза врача, когда исследование закончилось…
Екатерина и Сергей с трудом могли поверить и принять: оба их ребенка не слышат. Как? Почему? Вопросов было очень много, и было очень страшно, конечно. Вот тогда они сдали генетический анализ и узнали: «И у мужа, и у меня ген тугоухости передан по наследству».
«Мы слышим аппаратиками»
В два года Юле провели операцию на правом ухе — кохлеарную имплантацию. Ей установили протез, который воздействует непосредственно на слуховой нерв и позволяет компенсировать потерю слуха.
— Мы стали решать: что делать? Дима в школе-интернате — надо забирать. Юле тоже нужен специалист. Было принято решение бросить все и ехать в город. Этим городом оказалась Тверь. Хорошо, у нас там были знакомые. Мужу помогли устроиться на работу, мы сняли квартиру, позже взяли ипотеку. Диму устроили в сад для детей с нарушением речи. С Юлей ходили на занятия в кратковременную группу и занимались с частным логопедом.
Два года назад Дима и Юля впервые побывали в ребцентре «Тоша и Ко».
— Деньги собрали добрые люди, — говорит Екатерина. — А у детей в развитии речи сразу произошел качественный скачок.
Сейчас дети спокойно относятся к тому, что у них стоят аппараты, привыкли.
— Да и взрослые они уже, — Екатерина с гордостью смотрит на детей. — Говорят: «Мама с папой слышат ушками, а мы — аппаратиками».
К сожалению, и Дима, и Юля отстают в развитии речи от сверстников. Дима ходит в спецшколу, в третий класс, и у него проблемы с построением предложений, грамматикой, с ответами на вопросы, пересказом текста. А Юля путает и теряет окончания. Их речь и слух разовьются, если регулярно проходить реабилитацию. Но курс в специализированном центре платный. Помогите им, пожалуйста.
Фонд «Правмир» помогает взрослым и детям, нуждающимся в восстановлении нарушенных или утраченных функций после операций, травм, ДТП, несчастных случаев, инсультов и других заболеваний, пройти реабилитацию. Вы можете помочь не только разово, но и подписавшись на регулярное ежемесячное пожертвование в 100, 300, 500 и более рублей.