Женщина в белом сказала, что он останется жив
— Вы сталкивались с тем, что молодые люди не знают, кто такой Маресьев?
— С этого история и началась. Семь лет назад мы в Греции снимали фильм, и к нам подошел грек. Он попросил скачать советский фильм «Повесть о настоящем человеке» 1948 года. Меня это так удивило! Тебе-то зачем, спрашиваю. Да вы что, говорит, он мой герой с детства!
Я вернулся в Москву и стал всех спрашивать, знают ли они Маресьева. Выяснилось, что его помнят только люди 40+. Для меня было разочарованием, когда моя знакомая — тридцатилетняя девушка, менеджер крупной международной компании спросила: а кто это?
— И вы решили снять про него фильм?
— Сначала мы хотели найти его самолет, было предполагаемое место и надежда, что он там еще остался — места дикие. Самолет Маресьева — это реликвия, символ. В книге Полевого написано, что он упал за линией фронта. А это около 50 километров. Мы выяснили, что Маресьев упал в 6 километрах от того места, где его нашли. И прошел, плутая, около 10 километров.
— Как вы это узнали?
— Мы провели расследование. Сначала нашли немецкую аэрофотосъемку, где точка снята с разных геопозиций и везде есть след от падающего самолета.
Провели несколько экспедиций, в том числе реконструкцию событий. А потом поисковики нашли два акта, один о списании, а другой об утилизации.
Оказывается, самолет утилизировали тогда же, спустя 1,5 месяца, просто документы лежали в разных фондах, и никто ничего не знал.
— Когда выяснили, что Маресьев полз не 50 километров, стал ли он от этого для вас меньше героем?
— Если бы я пришел к мысли, что он антигерой, я бы не стал снимать фильм. Развенчивать героев прошлого — не мое. Да я кем бы себя чувствовал?
Я считаю, что он безусловный герой: шарахнуться на полной скорости 250 километров в час об землю, 11 суток без сознания, а потом пройти 10 километров без еды с обмороженными ногами.
В этом районе на границе Новгородской и Тверской областей весна в апреле не наступает, погоду определяют огромные водные пространства, в эту пору все еще замерзшие. У нас цветы растут, а там еще все в снегу. И вот он в нем лежал несколько дней.
— И когда Маресьев был без сознания, он «видел» какую-то женщину в лесу, кто она была и насколько это правда?
— Мы нашли психотерапевта, который общался с Маресьевым, он и рассказал про это видение. Она приходила к летчику 5-6-7 апреля. А это Благовещение Пресвятой Богородицы. Маресьев даже в семье никому об этом не говорил, где коммунист и где Дева Мария. Он рассказал только психологу, который дважды вводил летчика в транс.
Женщина в белых одеждах пришла к нему, сказала, что ему будет особое предназначение, что он останется жив и вернется в небо. Останется для того, чтобы не дать людям в критической ситуации спиться и потерять веру в себя. Быть примером для многих.
— Что в его характере помогло ему стать таким примером, вы пытались разобраться?
— В какой-то момент меня даже самолет перестал интересовать. Я вставал и ложился с мыслями о Маресьеве, все время думал о нем, старался думать, как он. Жил его жизнью, пытался влезть в его шкуру.
Это был человек-бульдозер, так он себя закалил. Оказывается, он был тяжело болен ревматизмом, но все равно стал летчиком, да еще и инструктором. А в советские времена летчики были как боги.
Преодоление стало частью его жизни. Он преодолевал страхи, болезни и запреты чиновников. Борис Полевой пишет лишь вскользь, что его не очень хотели пускать в небо после ампутации ног. А в реальности-то было хуже. Командиры были обычные люди, они не хотели, чтобы человек угробил самолет. И посылали его: идите в другой полк. И он так мыкался. И пробивался. Любой бы на его месте плюнул. В 43-м году его признали негодным, а он начал ходить по кабинетам и требовать.
Таких людей по пальцам перечесть, которые сумели добиться и вернуться в небо. За всю историю, начиная с Первой мировой войны, их было меньше десятка. Когда я стал копаться в этой истории, набрел на книжку «Скажи жизни да!». И мне стало все понятно. Дух у него был такой же, как у Франкла, и вся его жизнь это подтверждает. Недюжинный русский мужик.
— «Повесть о настоящем человеке» и моя настольная книга, кстати.
— И моя. Моя первая книжка подписана его однополчанином Петровым. У него через каждое слово «Леша» — Леша сказал, Леша приехал, Леша позвал… Маресьев был очень доступным, несмотря на мировую известность. Он был не звездным человеком, хотя не всех к себе подпускал. Это тоже часть характера.
А ты трогал рукой затонувший корабль?
— А как вы отвечаете на вопрос: зачем современным людям непременно знать про этот характер?
— Это часть нашей истории, а почему надо знать историю, я могу рассказывать несколько часов. Это пример для человека. Как нужно справляться с тем, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Мы теряем работу, близких, здоровье, и с этим надо справляться. А Маресьев нам формулу написал — каждый раз искать новый смысл для своей жизни.
Кроме того, он добыл нам победу.
— Но все-таки, где военный летчик и где та девушка из международной компании? Это разные планеты. Как она к себе применит его опыт? Вы считаете, эта история универсальна для любого человека в кризисе?
— Человек создан, чтобы читать, размышлять. И если интересует тема преодоления, можно и Франкла почитать. Проблемы современных людей не изменились, появились гаджеты, интернет, а человеческая суть все та же. И нравственными проблемами человек болеет теми же, что и сто лет назад.
Читаешь, как он жил, чувствуешь всю глубину трагических обстоятельств, в которые он попал. Понимаешь, что тебе даже не снились его страдания, и думаешь: я счастливый человек, справлюсь как-нибудь.
— Хорошо. Я прочитала историю Маресьева в 9 лет, и это во многом определило дальнейшее внутреннее состояние. Но сейчас я не представляю, что современных детей можно этим зажечь.
— Вы правильно сейчас сказали: прочитала и зажглась. Вот она, точка входа. Задача учителей, родителей — увлечь своих детей. Чтобы потом они жили этой искрой. Мне интерес к историческим событиям привил мой учитель истории. Вот такую искру он принес в класс, заронил, в голову запустил, и все. И объяснил, для чего нужна история. От того, как ты рассказываешь, очень много зависит.
— Ну, смотрит на вас ребенок и спрашивает: и зачем мне это все? Есть аргумент?
— Я бы спросил: ты хочешь понять, что с тобой происходит сегодня? Тогда читай о том, что было давно. Зная историю мира и своей страны, можно спокойно и без истерик относиться к тому, что происходит сегодня вокруг. То, что происходит между нами и западным миром, можно было наблюдать 50 лет назад, и 70, и 100, и даже 200. Если посмотреть в прошлое, все становится очевидно, и там есть все ответы.
Ребенка интересует, кого и почему отравили, кто кого бомбит и так далее? В прошлом все рассказано. Кроме того, человеком, который разбирается в своей истории, сложно манипулировать. Невозможно. Он многое может объяснить и проанализировать.
— Как заинтересовать историей людей с так называемым клиповым сознанием?
— Детей с клиповым мышлением надо заразить. У тебя есть совсем немного времени для того, чтобы запустить ему таракана в голову. Если говорить языком бизнеса, то на переговорах у тебя есть 6 минут, чтобы заинтересовать партнера и донести свою мысль. Если не успел — можешь собираться и уходить.
— Какие есть технологии запускания тараканов в голову?
— Я прихожу в школу и говорю классу: как вы считаете, сколько проживет человек под землей? И дети начинают рассуждать: ну день, ну два, ну без воды совсем мало проживет. А потом я говорю: представляете, есть легенда, что человек прожил 9 лет. Вы об этом слышали? Яркой историей я возбуждаю интерес.
Про Маресьева я точно так же начинал. Представляете, нет ног. Как он может ходить, летать, воевать? Тут шквал вопросов. А почему он без ног, а как так получилось. Мы были в Костроме, показывали фильм, приходили мальчики, молодежь. Теперь мальчики в школе обсуждают, а как бы они выжили. «А давай пойду, заблужусь, а надо еще с собой брать еду, и чтоб весила немного, а давай капсулы, как у космонавтов, возьмем». Так у ребят просыпается интерес к истории.
Или спрашиваю: а вы знаете, что в Греции была русская губерния?
— «Ой, ну и что?» — вам скажут.
— Ладно, зайдем с другой стороны. А ты когда-нибудь трогал рукой затонувший корабль?
— Это уже интереснее.
— Для детей — конечно. Им надо все потрогать. У меня была собственная стратегия воспитания сына. Я с трех лет эту программу внедрял. Она заключалась в том, что если мы говорим о патриотизме и любви к Родине, то не надо лозунгов и высоких слов — ребенка надо вовлекать в практические дела.
Я привел своего Ваню в поисковый отряд, и он понял, что такое история родной страны, на практических вещах. Он переживал, сочувствовал тем людям, которых выкапывал из земли. Тем солдатам мы находили родственников. И ездили к ним вместе с сыном. Это доступно всем и не так трудно сделать. Нам это надо больше, чем тем, кто лежит в земле. Сопереживание — ключевое слово.
Главное дело нашей жизни — воспитать детей в правильном духе. Правильными и хорошими мужьями, женами, полноценными членами общества. И мы всем другим занимаемся профессионально, а этим почему-то нет.
Идем как дилетанты по минному полю.
— Если у детей нет такой возможности, ваши фильмы могут зажечь интерес?
— Я думаю, да. К чему ведут фильмы о путешествиях? Чтобы человек оторвался от телевизора, сказал: я тоже хочу в поход. Взял рюкзак и пошел. Мы даем вектор: надо идти туда, там будут такие приключения, если интересно, пошли с нами. С историческим кино — то же самое.
— Правда, что в некоторых регионах ваши фильмы про Маресьева и другие хотят включить в школьную программу?
— Да, есть такая неожиданная инициатива сделать фильмы из цикла «Русский след» частью внеклассной программы. Русское географическое общество при поддержке губернатора Костромской области выбрало почти два десятка наших фильмов для местных школ. Они решили, что детям это будет интереснее обычной документалки, это же приключения, расследование, тайны, поиск. Заинтересовались и в Псковской области, куда мы ездили на съемки.
А я могу этим только гордиться. Все-таки мы делаем кино не для школы, и я никогда не думал, что это можно прицельно показывать детям и возбуждать в них интерес к истории. Есть огромное желание делать нечто важное и нужное, мы решили создать новый проект. Это тоже будут исторические приключения, в каком-то смысле продолжение «Русского следа», но для подростков.
Опрос костромских школьников нам открыл глаза на очень многие моменты. Им действительно интересна история, неожиданные, прямо скажем, темы, а еще приключения, тайны, загадки, и что важно — они хотят видеть на экране своих сверстников. Вещь вроде очевидная, а мы этого не учитывали. Будем работать — Минкульт, кстати, обещал помочь и поддержать «огнем и маневром».
Превеликий образ на груди, а в руке превеликая рюмка водки
— А чем отличаются фильмы проекта «Русский след» от обычной документалки?
— Мы берем в тему либо неизвестные события, чтобы зритель сказал: вау, это было с нами? Либо в известном ищем то, что люди пока не знают. И все это преподносим в форме, которая зрителю интересна. Например, история канонерской лодки «Сивуч», ее назвали еще «балтийский “Варяг”», чья команда перед лицом противника не спустила флаг и приняла бой. Один из героических и трагических эпизодов Первой мировой, при этом забытый.
Приключенческий формат притягивает зрителя. Мы не делаем фильм в студии на «говорящих головах», у нас все происходит в реальности. Мы отправляемся в путешествие. И, бывает, находим ценные артефакты.
— Какие, например?
— В 2013 году нашли корабль «Святослав» у острова Лемнос, точнее, его обломки. Предполагаю, что русские потеряли его в результате диверсии английского шпиона. Это была экспедиция графа Орлова, Россия хотела поддержать христианские народы Балканского полуострова в войне с турками. Возле Лемноса корабль сел на мель и был сожжен. Русские ушли в архипелаг и основали там губернию.
Война продлилась еще 4 года, а Россия втянулась в кредиты, которые отдавала 100 лет. И это вот последствие гибели корабля. Мы не поднимали артефакты. После нас приехала экспедиция РГО (Русское географическое общество. — Прим. ред.), они погружались, все описали, приняли решение поднять. Все знали, что там корабль, но именно мы доказали, что это «Святослав».
— Как принимается решение ехать в определенное место?
— Я сижу в кабинете и рассматриваю карты. Иногда они похожи на рисунок трехлетнего ребенка. Вот мель, вот корабль. А есть сведения, что его нашли? А нет. А тогда почему бы мне его не найти, дай-ка поищу! Дальше начинаю списываться с местными энтузиастами, собирать информацию у дайверов, например. Через какое-то время едем на место и все подтверждается.
И это все следствие того, что я сидел за компьютером и чесал в затылке. Иногда открытия лежат на поверхности. Люди почему-то думают, что прошло много времени и теперь ничего не найдешь. Если хочешь найти, у тебя все время будет получаться. И у нас получается. Наше прошлое — это зона, где открытия еще возможны.
— Что еще интересного получалось найти?
— Когда мы были в монастыре Лонговардос, настоятель вынес мне икону. Посмотрите, говорит, вроде бы русская, со времен 1770 года здесь. Обгоревшая большая корабельная икона, на которой изображен воинственный мужчина с копьем. Святой Евстафий Плакида.
Мы показали в Москве фотографию экспертам, выяснилось, что это еще и редкая палехская школа. Стали думать. Евстафий Плакида… А какой корабль погиб в Чесменском сражении? «Евстафий»! Он сгорел и взорвался.
Спаслось оттуда всего 15 человек из 600. И в записках князя Юрия Долгорукова я нашел эпизод, как он вылавливал адмирала Свиридова среди горящих обломков. И у него был «превеликий образ на груди, а в руке преогромная рюмка водки». Я рассказал это отцу Леонидасу, настоятелю, икону отправили на реставрацию, и теперь эта русская реликвия — полноценная часть святынь монастыря.
— Насколько часто удается найти именно христианские артефакты?
— Постоянно. Образки, иконы. Лучше артефакт оставить на месте. Он о многом может рассказать. В том же монастыре Лонговардос на острове Парос мне показали еще акварель, которую после революции к ним привезли иноки из Крыма вместе с небольшой русской иконой. И рассказали историю. В 1943 году партизаны убили коменданта острова, и было решено взять в заложники 120 мальчишек и казнить их. На его место приехал новый комендант — капитан Георг фон Меренберг. Местный настоятель позвал его к себе и попытался договориться. Граф увидел акварель и икону, и у него отвалилась челюсть.
Выяснилось, что он наполовину русский, а на акварели изображено местечко и усадьба в Крыму, где он вырос. Тогда настоятель на него насел: отпустите заложников или убейте меня, раз хотите уничтожить невинных. И в итоге Меренберг, который, кстати, был противником нацизма, и у него был серьезный конфликт с властями, всех отпустил на свой риск. Под слово настоятеля, что партизаны больше не устраивают провокаций, дело шло к концу войны.
Георг фон Меренберг является правнуком Александра Пушкина и Императора Николая I и внуком Государя Александра II. А в конце XVIII века на острове служил предок Пушкина — бригадир Иван Абрамович Ганнибал, который наверняка не раз бывал в этом монастыре. Такой вот русский след…
Во многих греках на Паросе течет русская кровь, и они страшно этим гордятся. То, что здесь была русская губерния — тоже предмет гордости. Приходишь в любое место, и если узнают, что русские, тут же рассказывают про губернию.
История — это то, как видят люди
— Хотят ли люди знать историю сейчас, интересно ли им это?
— Мы видим грустные результаты соцопросов, когда люди не знают дату начала Второй мировой или окончания Гражданской войны. Более дальние события — XVIII-XIX век — вообще тихая грусть. Но при этом процент людей, которые считают, что история важна, растет год от года. В 2015 году считали, что история нужна — 92%, в 2017 году — 96% (опрос ВЦИОМ. — Прим. ред.).
При этом мы приходим на федеральный канал со своим историческим проектом, нам говорят: ну, это не наш формат, нам нужна развлекуха, ток-шоу и скандалы. И мы понимаем, что этот бой мы не выиграем. При этом в школе историю нередко преподают кое-как, дети не понимают, для чего она нужна. Бывает, что историей и воспитанием детей занимаются случайные люди.
А это мина замедленного действия. Через 10-15 лет у нас вырастет поколение, которое о своей истории ничего не будет знать. Им скажут: защищай свой дом. А если тебе дом неизвестен, для тебя он пустой звук, как ты будешь его защищать? Ты скажешь: я человек мира, поехал в Таиланд, а вы тут разбирайтесь. Будет хорошо — вернусь, будет плохо — тут поживу.
— Вообще, новому поколению тяжело про свой дом что-то понять. Один Сталин чего стоит. То ли душегуб, то ли эффективный менеджер, до сих пор в стране не определились.
— История — не то, что было на самом деле.
История — это то, как события прошлого видят люди. Она не раскрашена в черно-белые цвета.
Моего двоюродного деда, офицера РККА, посадили в 1937 году, пока сидел, его жена бросилась под поезд. Логично, что некоторые в моей семье Сталина считали упырем. Но в то же время он значимый госдеятель. Даже на Поклонной горе сувениры с ним продают, что с моей точки зрения неприемлемо, а многие ничего в этом такого не видят.
— И как бы вы детям все это объясняли, будь вы учителем истории?
— Если хочешь разобраться, смотри со всех сторон. Я бы так детям сказал. Как моряки, чтобы определить свое местоположение, берут три пеленга на разные объекты. В результате на карте образуется треугольник погрешностей — истина в нем. Про Вторую мировую я сам читаю разные источники, в том числе немецкие, английские, воспоминания пленных с разных сторон. Появляется объективная картина мира.
Еще я бы объяснил школьникам, что большая ошибка судить о каких-то людях из прошлого со своим сегодняшним пониманием. Со своей нравственной позиции сегодняшнего дня и цивилизованностью. Люди жили в той парадигме, а мы чему-то ужасаемся. В XV веке было нормально выпустить врагу кишки на улице. Упаси Бог нас осуждать тех людей и судить о них.
Если смотреть на Вторую мировую войну, то в ее развязывании участвовали все: немцы, американцы, британцы, поляки, в какой-то степени и наши. Что сделала Британия с Францией? Они так унизили Германию, которая проиграла в Первой мировой, что сделали неизбежным появление такого персонажа, как Гитлер. Был бы не он, был бы другой. Они унизили немецкую нацию и отняли исконные территории.
Поляки не только отняли Данциг, но при попустительстве британцев постоянно занимались провокациями на границе с немцами. Кто в предвоенные годы присоединил себе литовские и чешские территории? Думаете, только немцы, поляки тоже! И где тут однозначность? После окончания Второй мировой американцы и англичане, конечно, сделали выводы, помогли Германии восстановиться. Сейчас мы восхищаемся их уровнем развития, но забываем, что разрушенную после войны нашу страну наш народ восстановил сам. Хочешь судить объективно — бери разные пеленги.
— Каких героев детям точно надо знать из русской истории?
— Я бы выделил Маресьева, командира канонерской лодки «Сивуч» Черкасова, экипаж которой в одиночку принял бой против всей немецкой эскадры. Но больше всего мне хочется, чтобы и коллективные подвиги помнили. Когда Москву собирались сдать, помните знаменитую московскую панику октября 1941 года, многие ехали на восток в эвакуацию. А кто-то взял и решил: давайте, парни, закроем Москву.
И вот рабочие оборонных заводов, инженеры, студенты объединились в Третью добровольческую дивизию. Она воевала в Демьянском котле, понесла тяжелые потери, потом стала гвардейской. Кто там был? Очкарики всякие, скрипачи, инженеры, писательская рота, музыкантская рота. Эти люди себя-то еле таскали, не то что оружие. Но не видели другого выбора. Взяли оружие и пошли защищать страну. О таких подвигах мне хочется детям рассказать — это тема личного выбора.
— Вот дети и не дети посмотрели ваш фильм. А потом пошли и сделали… что? Чему вы будете рады и счастливы?
— Я знаю людей, которые посмотрели наши фильмы, почитали материалы и пошли путешествовать по нашим следам. И теперь делятся со мной своими находками. Вот это по-настоящему круто. Я изменил мир вокруг себя, а они изменили мир вокруг себя, и так далее. То есть мы такая «ползучая инфекция».
— Есть фраза или цитата, которая определяет ваш жизненный путь?
— Есть, я прочитал ее у Пикуля. Это наш семейный слоган. Быть, а не казаться. А потом еще прибавил: делай что должно, и будь что будет.