«Мариино стояние»
Источник: http://orthodox.etel.ru/2005/13/sost.htm
Часто приходится слышать, как люди, которые мало знакомы с богослужебным строем и уставом Православной Церкви, жалуются на утомительную продолжительность богослужений. На самом же деле те богослужения, которые совершаются в приходских храмах и даже в монастырях сегодня, значительно короче своих уставных образцов. За столетия церковной истории богослужение изменялось в сторону сокращения и некоторого упрощения, при том, что его духовный смысл и историческое ядро оставались неизменными и не подлежащими никакому изменению.
По-настоящему продолжительным богослужением в современной литургической практике Православной Церкви является утреня четверга 5-й недели Великого поста. В народе это богослужение принято называть «Марииным стоянием», поскольку в середине этой долгой утрени читается житие преподобной Марии Египетской. Житие прочитывается в храме целиком – для назидания и укрепления сил молящихся.
Во время утрени четверга 5-й седмицы поста прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – тот самый канон, с чтения которого начинался Великий пост (первый раз Великий канон, разделенный на четыре части, читают в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста). Только это чтение занимает не один час. Его смысл в том, чтобы теперь, уже в конце великопостного пути, когда до Пасхи остается две с половиной недели, подвести итог поста как времени самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих грехах и покаяния в них.
Читаемое на утрени житие преподобной Марии Египетской предлагается как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.