Идея проверки школьников на наркотики продолжает широко обсуждаться в обществе. В январе Госдума приняла закон о добровольном анонимном тестировании школьников, а совсем недавно в сети появилась анкета, которую выдали пятиклассникам одной из столичных школ, где подробно перечислялись возможные наркотические средства. Минздрав признал неудачной анкету, и она была удалена с сайта Министерства здравоохранения.
Как должно быть организовано тестирование школьников на наркотики? Комментирует Мария Винникова, заместитель директора по научной работе Национального научного центра наркологии Министерства здравоохранения РФ:
Идея тестирования школьников на наркотики – хорошая. Лично я ее поддерживаю и считаю, что грамотное внедрение подобного проекта было бы очень полезным.
Другое дело, как все это начнет реализовываться, насколько правильным и адекватным будет воплощение тестирования в жизнь. Ведь у нас нередко бывает, что воплощение любую хорошую идею превращает в абсурд.
Тестирование школьников на наркотики – хорошая часть комплекса профилактических мер, в случае, если они все будут применяться, если тестировать будут независимые исследователи, а не медсестра, кричащая на всю школу: «Иванов, Петров, Сидоров, у вас в моче обнаружили то-то!». Целью программы должна являться реальная помощь детям, и если в результате тестирования у ребенка в моче обнаружили какое-либо психоактивное вещество, должны приниматься адекватные профилактические меры.
Это комплексная проблема. Тестирование само по себе – никому не нужно. Если применять его изолированно, оно может стать рычагом давления на семьи, на родителей, на детей. А если в комплексе, то это может стать мерой общей профилактики наркомании.
И к внедрению этих профилактических мер нужно готовиться масштабно, разноаспектно: должна быть база для проведения этой профилактики. Должны быть разработаны программы, методики их внедрения. Сегодня школы, на мой взгляд, к этому не готовы. Получается, что из общей идеи вырвали кусок и пытаются им заменить этот необходимый системный подход.
Общий механизм, как мне кажется, не проработан. Вот, например, анкета, в которой школьникам предлагается огромный перечень наркотических веществ. Что это? Попытка расширить их кругозор в области, где этого делать не следует?
Прежде, чем что-то внедрять, нужно много раз подумать. Хорошо, когда модель, которую планируется внедрить в масштабе страны, сначала где-то тщательно апробируется в ограниченных территориях. Потом смотрят на результат и лишь потом принимают решение. Это дело длительное, конечный результат будет виден, когда дети, участвующие в эксперименте, вырастут. Очень сложно заниматься подобной вдумчивой и кропотливой работой, и это беда нашего российского менталитета. Нам хочется сделать все сразу, быстро, сию секунду.