Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, почитаемый Русской Православной Церковью, по праву считается отцом западного монашества.
О жизни и трудах преподобного Иоанна Кассиана известно достаточно много1. Преподобный Иоанн родился во второй половине IV в. (ок. 360 г.). О месте его рождения нет точных сведений; им считается и Малая Скифия (совр. Добруджа, Румыния), и Галльская область Западной Римской империи (совр. Франция); встречаются даже упоминания о его восточном происхождении. О “скифском” происхождении преподобного Иоанна упоминает и Геннадий Марсельский, возможно его второе имя Кассиан связано как раз с местом рождения — обнаруженном в Малой Скифии районе, земли которого считались ещё со II–III вв. владением рода “кассиан”. Как явствует из его сочинений, преподобный Иоанн происходил из состоятельной христианской семьи и получил лучшее по тем временам домашнее образование, был знаком с греческой философией, хорошо владел латинским и греческим языками.
Имея хорошее светское образование, преподобный Иоанн, однако, не стремился достичь мирского благополучия, а обратился к подвижнической жизни монахов, молитвы и образ жизни которых, как он писал, имел возможность слышать и видеть ещё в детстве. Он стремился стать способным “чистым оком созерцать глубокие и сокровенные тайны, чего никак не доставит ; светская учёность, а одна чистота духа посредством просвещения Святого Духа”2. Жизнь Преподобного сложилась так, что он долгое время подвизался и на Востоке, и на Западе, став связующим звеном христиан Запада и Востока. Покорившее его духовное богатство Востока он перенёс в западную христианскую жизнь, представляя и утверждая там как деятельной монашеской жизнью, так и учёными трудами полный опыт аскетики и монашеских идеалов, выработанных подвижниками Египта и Палестины.
В юности (ок 380 г.) преподобный Иоанн и его друг Герман отправились в Палестину. В Святой Земле они приняли монашество в Вифлеемском монастыре, расположенном недалеко от места рождения Спасителя. С той поры закрепилась глубокая дружба преподобного Иоанна с Германом, которого он называет “святым аввой”, говоря: с ним “у меня с самого начала монашеской жизни, с первых опытов духовного воинствования было нераздельное пребывание как в киновии, так и в пустыне, так что все для означения дружества и одинакового намерения нашего говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце”4. В Вифлеемской киновии преподобный Иоанн получил первые наставления в подвижничестве. Проведя там два года, движимый стремлением к новым духовным знаниям преподобный Иоанн вместе с Германом по благословению настоятеля отправился в Египет. Посещая монастыри в верхнем и нижнем Египте, они собирали всё лучшее, что видели в монастырских постановлениях и в примерах жизни строгих подвижников. Встречаясь с просвещёнными и опытными старцами, в частности, с Моисеем и Пафнутием, запоминали и записывали их поучения о различных духовных предметах, их рассказы о многоразличном духовном опыте, старались усвоить себе высоту жизни египетских подвижников. Впоследствии этот приобретённый опыт и знания послужили материалом для сочинений преподобного Иоанна о монашестве. Проведя в “обозрении египетских монастырей” семь лет, духовные странники, исполняя обещание возвратиться в обитель, где они приняли монашество, вернулись в Вифлеем. Но там они пробыли недолго и вскоре опять отправились в Египет. На этот раз они прожили в пустыне около трёх лет. В это время в среде египетского и палестинского монашества возникли раздоры и смуты, вызванные оригенистскими спорами. Тишина и уединение монашеской жизни были нарушены; преподобные Иоанн и Герман, как и многие другие египетские монахи, покинули Египет.
В 400 г. они отправляются в Константинополь. Главной их целью было увидеть и услышать знаменитого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста, возглавлявшего тогда Константинопольскую кафедру. В Константинополе преподобный Иоанн стал учеником Святителя, который вскоре (ок. 404 г.) возвёл его в сан диакона, а преподобного Германа, как старшего возрастом, во пресвитера. По достоинству Преподобные были приняты в Константинополе и преданными святителю Иоанну служителями Церкви. Во время второй ссылки Святителя преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом был направлен константинопольским клиром во главе посольства в Рим к папе Иннокентию I с ходатайством о защите святителя Иоанна. Миссия эта не увенчалась успехом; более того, опала распространилась и на друзей Святителя. После завершения посольства преподобный Иоанн Кассиан в Константинополь уже не вернулся.
Пробыв некоторое время в Риме, где он сблизился с будущим папой Львом Великим, преподобный Иоанн прибыл в Южную Галлию. Там он был посвящён папой в сан пресвитера города Массилии (Марселя). В Марселе, следуя своему стремлению к устроению монашеской жизни в соответствии с высоко ценимыми им образцами восточной православной аскетики, он основал две обители — мужскую (святого Виктора) и женскую (Христа Спасителя) — устроенные по правилам палестинских и египетских общежительных монастырей, но смягчённым при этом в соответствии с более суровыми условиями Запада. Здесь проявилась характерная для преподобного Иоанна черта следовать “царским путём”, избегая крайностей и фанатизма. В своём сочинении “О правилах общежительных монастырей”, которое он написал по просьбе аптского епископа Кастора, собиравшегося устроить у себя в епархии общежительный монастырь по образцу восточных и преимущественно египетских, Преподобный писал: “Лучше тех монастырей, которые с начала апостольской проповеди основаны святыми и духовными отцами, не может быть никакое новое братство на западе в стране Галлии ; Если замечу, что какие-нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы ; то, сколько возможно, заменю их правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны с силами, то их можно будет исполнять без труда и с неравными способностями”5. По слову профессора К. Е. Скурата, говоря о личном подвиге во имя спасения, преподобный Иоанн предостерегает — он не для всех одинаков. Если одному хорошо отшельничество, то другому “оно не только бесплодно, но и гибельно”. Другому киновия может быть святым избранием, а иному и её нельзя рекомендовать. Что одному трудно и даже невозможно, для другого — естественная привычка. Поэтому “каждому из нас, — пишет преподобный Иоанн, — надобно наперёд тщательно узнавать меру своих сил и по этой мере браться за науку, какая нравится, ибо хотя все науки полезны, однако ж не могут быть все удобны для всех”6.
Сочинение “О правилах…”, посвящённое внешней и внутренней сторонам монашеской жизни, состоит из 12 книг. Первые четыре, — об устройстве “внешнего жития” монахов: о правилах поступления в монастырь, о внешнем виде и одежде монахов (кн. 1), об общих молитвах ночью и днём (кн. 2 и 3), об обетах, о послушании по уверенности, что старец ничего ненужного не прикажет, о покаянии и др. (кн. 4), с примерами из жизни египетских, палестинских и сирийских монахов. В остальных книгах Преподобный рассуждает “о происхождении восьми главных пороков и о том, как можно, по учению Отцов, искоренить сии пороки”7, посвящая описанию каждого из них отдельную книгу: о чревоугодии (кн. 5), о блудной страсти (кн. 6), о корыстолюбии (кн. 7), о гневе (кн. 8), о печали (кн. 9), об унынии, или тоске сердца (кн. 10), о тщеславии (кн. 11) и о гордости (кн. 12), которую называл самой лютой страстью, “свирепее всех предыдущих”8. Вскоре преподобный Иоанн написал “Собеседования”, в основе которых лежат достоверные свидетельства, воспоминания и записи его духовных бесед со знаменитыми египетскими подвижниками — аввами Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. Всего Собеседований 24, они посвящены современникам преподобного Иоанна — монахам, настоятелям монастырей, епископам — и касаются внутренней жизни монаха: о целях монашеской жизни, о молитве, о покровительстве Божием, о деятельной и созерцательной жизни, о последствиях грехопадения и пр. Оба этих сочинения сыграли огромную роль в знакомстве западного монашества с опытом восточной христианской аскетики и в становлении западной монашеской традиции. Они были высоко оценены современниками преподобного Иоанна и последующими христианскими авторами. Епископ Евхерий Лионский составил краткое извлечение из “Собеседований” и “Правил” — так называемый “Устав Кассиана”; преподобный Бенедикт Нурсийский (основатель ордена бенедектинцев, †543) использует их в своём “Уставе” и предписывает монахам ежедневное чтение “Собеседований” в своём монастыре; изречения из “Правил” вошли в сборник “Изречений” египетских Отцов (Apophtegmata). Последнее сочинение преподобного Иоанна “О воплощении Христа. Против Нестория” (в 7 книгах) написано по просьбе римского архидиакона Льва, впоследствии папы Льва Великого (†461). Это одно из первых сочинений против несторианства, появившихся на Западе. Изложенные в нём в полемике с Несторием христологические взгляды преподобного Иоанна оказали заметное влияние на развитие христологии на Западе, в том числе и христологии святителя Льва Великого.
Преподобный Иоанн мирно отошёл ко Господу в 435 году. Он похоронен в Марселе, в церкви святого Виктора в основанном им монастыре. Его мощи покоятся в серебряной раке, присланной папой Урбаном V, ранее бывшим аббатом этого монастыря. На раке надписание Sancti Cassiani ‘святого Кассиана’. Святым почитал Преподобного и папа Григорий Великий. На Западе память Преподобного отмечается местно в Марселе 23 июля. Православная Церковь празднует память преподобного Иоанна Кассиана 29 февраля/13 марта.
Труды преподобного Иоанна Кассиана вошли в классический фонд христианской духовной литературы. Основанные им монастыри служили на Западе примерами устройства общежительной монашеской жизни. Принадлежа неразделённой Церкви и прожив большую часть жизни на Западе, Преподобный навсегда остался верен высоким христианским идеалам православного Востока, к духовному богатству которого приобщился в молодые годы. Но и сейчас, через пятнадцать веков, происходит такое же обращение к Православию христиан Запада (со скорбью приходится говорить о христианах иных конфессий). Можно назвать в этой связи имена наших современников: Ярослав Ян Пеликан, американский патролог и историк христианства, бывший лютеранский пастор; архимандрит Плакида (Дезей), доцент патрологии Свято-Сергиевского богословского института в Париже, бывший ранее настоятелем католического монастыря; протоиерей Пётр Планк, богослов, историк древней Церкви, настоятель прихода Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вюрцбурга (Германия), бывший католический священник, доктор теологии; К. Фелми, известнейший немецкий богослов, специалист по православной литургике, бывший лютеранский священник. Будучи, как и преподобный Иоанн Кассиан, прекрасно образованными людьми своего времени, они приняли Православие, ещё раз подтвердив тем самым единство истинной науки и истинной веры. Заметим, что все они были людьми глубоко верующими; вера была их жизненным призванием. Неравнодушие к истине привело их к поискам истоков веры, заставило обратиться к наследию Отцов, в том числе и тех, современником которых был преподобный Иоанн Кассиан. И, наверное, не будет чрезмерно дерзким предположение о том, что именно он может предстательствовать за них перед Престолом Божиим.
1См., напр.: Малков Ю. Сотериология преподобного Иоанна Кассиана Римлянина // Альфа и Омега. 1999. № 4(22); Фокин А. Преподобный Иоанн Кассиан // Альфа и Омега. 2003. № 3(37).
2Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Репр. СТСЛ. 1993. С. 492.
3Современная икона работы иконописца А. Столярова (Германия). Редакция благодарит автора за разрешение на публикацию. — Ред.
4Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. С. 167.
5Там же. С. 8.
6Там же. С. 612.
7Там же. С. 8.
8Там же. С. 143.