Без специальных назиданий
Светлана Соколова, жена настоятеля храма святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова:
Когда дети были маленькие, празднование Масленицы проявлялось тем, что каждый день я пекла блины, по разным рецептам, в зависимости от того, на что хватало времени. В гости ходить не получалось: у детей учеба.
А вот когда они стали взрослыми, наоборот, Масленица приобрела особый смысл — как повод для того, чтоб всем вместе встретиться.
Специально акцентировать внимание на Масленичной неделе как последней перед Великим постом я не пыталась никогда, так же — на подготовке детей к Прощеному воскресению.
Мы с отцом Николаем старались, чтобы церковный годовой круг проходил естественно, а не искусственно, а дети жили в этом кругу. И для них это движение тоже становилось естественным.
Прощеное воскресение — особый день. Это и служба, и чин прощения (мы хотели, чтобы дети присутствовали в храме в этот день, и чтобы полученная благодать сохранилась в них).
Я видела, как в храме, когда дети (которым бывало нелегко сказать «прости») попросят друг у друга прощения, им становилось легче.
Дети безо всяких назиданий понимали, что вот, скоро пост, все к нему готовятся. Об этом напоминал даже быт: скатерть, например, поменяли. Конечно, всегда хотелось, чтобы пост был в радость, был осмысленным, а не просто надеть черную косынку — и все, ты к посту готова.
В первые дни Поста чтения Канона Андрея Критского проходило дома (это сейчас, когда все выросли, просто в храм сходить). У нас была бережно хранимая запись на магнитофонной пленке, которая появилась, когда еще отец Николай был референтом у Патриарха Пимена. На пленке — очень проникновенное чтение Покаянного канона Патриархом Пименом, которое доходит и до взрослых душ, и до детских.
И вот я включала запись, брала текст Канона, и те из детей, кто мог со мной постоять, помолиться, подумать — стояли. Насколько у них хватало желания и сил. По ходу старалась объяснять непонятные им моменты.
В гимназию всей семьей
Юлия Хусаинова, мама шестерых детей:
Никаких особых семейных традиций, связанных с Масленицей, у нас нет. Разве что едим вкусные блины, которые особенно удаются нашим бабушкам — моей маме и маме мужа. Так что чаепитие с блинами в семейном кругу — неизменный атрибут последней недели перед постом.
Еще со всеми детьми ездим к старшему в гимназию «Плесково», где устраиваются уличные гуляния, с ярмаркой, с играми для детей.
Смысл Прощеного воскресенья с детьми пока не обсуждали. Потому что мы их учим по жизни всегда извинятся за свои поступки независимо от того, какой день. И сами регулярно извиняемся перед ними. То есть мы считаем, если человек сделал что-нибудь неправильное, хоть чуть-чуть, он должен извиняться. Поэтому акцент на Прощеное воскресенье мы пока не делали. Мне сейчас непонятно, как объяснить детям, почему в определенный день все просят прощение друг у друга, даже у незнакомых людей.
После Евангелия о Страшном суде не до широких гуляний
Анна Пищелева, мама пятерых детей:
В нашей семье очень скромные традиции празднования Масленицы. После чтения воскресного Евангелия о Страшном суде как-то нет особенного настроения праздновать широко. Но мы любим блины! Вообще-то я пеку их и безо всякого повода. Но на Масленицу — каждый день. Дрожжевые и пресные, на молоке, простокваше, кефире, сыворотке… С припёком и разными добавками, сладкие и даже солёные, с тмином. С начинкой — со сладким творогом, сыром, вареньем, картошкой и грибами, с рыбой и солёным огурчиком… А раз уж всё равно печём, так не есть же в узком кругу! Хороший повод позвать «на блины» друзей и родных.
И всё же более важно для нас Прощёное воскресенье. Всей семьёй мы ходим на чин прощения в наш храм. Мы любим эту тихую короткую службу, трогательный обычай всем просить прощения друг у друга. Придя домой, мы обзваниваем родных, чтобы услышать от них слова прощения. Это так важно! Прощать, принимать друг друга со всеми неудобными особенностями — один из самых главных навыков и для большой семьи, и, более широко, для жизни среди людей. Модное в психологии «безусловное приятие» — ведь это и есть прощение. Кто пробовал, знает, что это не всегда легко, как ни называй.
Посиделки у костра
Марина Сиротина, мама троих детей:
Помню, в школе в пятницу масленичной недели все приносили блины, а во дворе школы сжигали чучел. Старшие классы делали потом чучел-пороков по-взрослому: чучело-терроризм, чучело-ветреность… Мы, с детьми, конечно, чучел не жжем. А вот блины — да! Тем более что дети их очень любят. Покупаем много сыра — ведь Сырная неделя! Планируем с многодетными друзьями встретиться на природе, вскипятить чаю на горелках, блины с собой, посидеть у костра. Если здоровье позволит.
Масленица в современном ритме
Анна Дикова, мама семерых детей:
Дома время Масленицы у нас не стало чем-то особенным, разве что печем блины. Это все любят.
А так, в основном, все масленичные праздничные мероприятия, в которых дети принимают участие, проходят в школе. Детям нравится в них участвовать.
Когда дети были маленькими — было не до блинов. А сейчас мне печь их нравится: удобно, много готовить не надо, напек — и все сыты. Младшие могут помочь приготовить. Старшие уже не могут помогать: придут поздно из институтов, им бы сил найти поесть и времени хоть немного поспать.
Обычно мы детям и в школу немного блинов печем на Масленицу, угостить одноклассников. И в музыкальную, художественную школы они тоже несут блины.
Хорошо, что в школах сейчас стали проводить масленичные гуляния, костюмированные представления. Потому что современный ритм не позволяет как-то более вдумчиво провести все дома: у детей учеба, множество внешкольных занятий. Патриархального уклада, которые описывают писатели XIX — начала XX века, уже не вернешь. Причем в семьях этих писателей были, как правило, няньки, помощницы. Современная многодетная семья — совсем другая история в других условиях.
Так что просто готовим блины и ожидаем Великий пост. В Прощеное воскресенье, если получается в храм выбраться, выбираемся. Если нет — молимся дома, просим друг у друга прощения. Сначала старшие у детей, потом дети у родителей.
Блины и гости
Татьяна Зайцева, мама восьмерых детей:
Все «масленичные гулянья» ограничиваются у нас только блинами. Бывает, придут гости, но здесь нет никакой традиции — могут прийти, могут не прийти.
Чем больше детей становится, тем меньше есть возможность что-то такое придумать.
В Прощеное воскресение после вечерних молитв просим друг у друга прощение.
Постепенное вхождение в Пост
Алёна Калмыкова, мама четверых детей:
На Масленичной неделе традиционно печем блины. Этим наше празднование Масленицы и ограничивается. На какие-то еще увеселительные мероприятия просто не остается времени: у сыновей — школа (причем трое ходят в разные), дополнительные занятия.
С другой стороны, Масленица — это постепенное вхождение в Великий Пост. Со вторника мы начинаем читать покаянную молитву святого Ефрема Сирина. Я готовлю детей к тому, что хорошо бы с первой недели поста читать, помимо вечерних, и утренние молитвы.
В Прощеное воскресение, конечно, просим друг у друга прощения. Но на сам Чин я их в храм не вожу: два часа им вечером будет сложно выдержать. Хотя просить прощения мы учим их каждый день. У нас обычно после вечерней молитвы — чтение Евангелия, а потом вспоминаем, кто что сделал не очень приятного другим и просим за это друг у друга прощения.
Подготовила Оксана Головко