Как делают фрески? Мастер-класс
«Кафедре монументального искусства ПСТГУ в этом году исполнилось 15 лет, и мы решили сделать выставку выполненных за это время объектов — собрать вместе все то, что было сделано студентами и преподавателями, а так же провести мастер-класс и круглый стол», — рассказывает заместитель заведующего кафедрой, Игорь Самолыго.
Известный художник-монументалист Евгений Максимов написал на глазах у посетителей выставки древний (8 века) синайский образ святого мученика Меркурия на коне. Зрители могли наблюдать за работой, начиная от закладки последнего слоя известковой штукатурки; рисунка, выполненного гризайлью в несколько тонов и заканчивая графической отделкой деталей фрески.
«За 70 лет советской власти были утеряны секреты мастерства церковных художников, который традиционно передавались из уст в уста. Как таковых трактатов, где бы раскрывались тонкости работы — не осталось. Поэтому всякая вдумчивая копия древнего византийского образца — есть глубокая научно-исследовательская работа, — рассказывает преподаватель ПСТГУ, член союза художников монументалистов, Светлана Васютина. — Посмотрите, на столе Евгения Николаевича минимум красок — три-четыре цвета, но и с их помощью он пишет живописную работу. Например, все мы видим охристый (желтый) плащ у война, но написан он не желтым, а красновато-рыжим. Эффект охры — это обман зрения, который получается вследствие наложения слоев краски друг на друга. Талант мастера в том, чтобы увидеть, как строилась работа от чистого левкаса, понять взаимоотношение цветов друг с другом. Увидеть эту последовательность интересно не только студентам, но и нам — художникам».
Мастер-класс длился более 8 часов. На нем присутствовали студенты Московского художественного лицея, преподаватели и студенты ПСТГУ и МГАХИ им. Сурикова, художники-иконописцы и искусствоведы.
«Смотреть на работу Максимова очень интересно, потому что он сам любит учиться», — добавил Игорь Самолыго, — «Уже много лет он изучает образцы, разные приемы письма и удачно реализует их в своей работе. Немногие художники обладают таким глубоким пониманием образца, как Евгений Николаевич. Копирование копированию рознь. Можно ограничиться работой вприглядку — посмотреть на фотографию и срисовать ее, а можно пойти глубже — постараться узнать, как она была изначально сделана, как была задумана автором — этому мы и учим своих студентов, тогда в процессе работы над копией художник сможет усвоить себе мастерство автора. Оно как бы переходит ему в процессе работы».
Екатерина СТЕПАНОВА
Не просто стены
Церковные архитекторы мешают художникам: ведущие специалисты в области христианской монументальной живописи жалуются на низкий уровень современной церковной архитектуры.
24 января в помещении Московоского академического художественного лицея Российской академиии художеств состоялся круглый стол на тему «Проблема профессионализма в современном церковном монументальном искусстве». В дискуссии приняли участие преподаватели факультета церковных художеств ПСТГУ, академики Российской академии художеств, специалисты в области истории христианского искусства.
Низкий уровень современной церковной архитектуры зачастую становится препятствием в работе современного монументального художника, покрывающего фресками или мозаиками внутренние пространства строящихся храмов. Этот неутешительный тезис стал лейтмотивом большинства выступлений, прозвучавших в рамках прошедшего круглого стола.
Архитектурные объемы храма, перекрытия и своды являются не просто “холстом” для церковного художника монументалиста, их пропорции, формы и взаимное положение сами диктуют художнику композиционные решения, определяют параметры будущей росписи. Зачастую ошибки архитектора приходится исправлять иконописцу: «Мы вынуждены вмешиваться в работу архитектора или строителей, иногда приходится даже заставлять их изменить неудачную форму свода, убрать какой-то элемент, — рассказывает руководитель иконописной школы при Московской духовной академии игумен Лука (Головков). — И всех своих коллег мы призываем следовать нашему примеру».
В целом нашей Церкви не хватает профессионального учебного заведения или отделения церковной архитектуры, которое могло бы готовить квалифицированных церковных специалистов в этой специфической области, так же как сегодня Факультет церковных художеств ПСТГУ или школа МДА готовит профессиональных иконописцев, мозаичистов, прикладников — согласилось большинство экспертов.
Одновременно с круглым столом в стенах академического художественного лицея открылась выставка работ выпускников, студентов и преподавателей Факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета.
«С момента открытия выставки чаще всего журналисты нам задавали один и тот же вопрос: ограничивает ли канон свободу художника, не слишком ли мы консервативны, что нового в церковной живописи?» — признался ведущий круглого стола художник-монументалист, проректор и профессор Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, заведующий кафедрой монументальной живописи факультета церковных художеств в ПСТГУ Евгений Максимов. «Искусство невозможно без канонов, ни античное, ни возрожденческое, ни церковное», — ответил журналистам заочно протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, он не готов противопоставлять свободу творчества правилам канонической иконописи. Канон не свод правил, а художественный язык тесно связанный с богословием и богослужебной жизнью Православной Церкви. В то же время, как согласились участники круглого стола, в свою очередь это не исключает возможности появления в будущем и “современного” иконописного стиля, просто стиль этот невозможно изобрести, такой стиль может появиться только самостоятельно, из опыта творческого развития и переосмысления иконописцем церковной традиции, классического византийского, восточного и даже западного иконописного наследия.
Дмитрий РЕБРОВ