В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги журналиста Ксении Лученко «Матушки: Жены священников о жизни и о себе», вышедшей в издательстве «Никея». В основу книги положены интервью девяти женщин разного возраста, воспитания, образования, которых объединяет одно: их мужья — священники.
Ксения Лученко в самом начале презентации отметила, что хотела ее провести в формате встречи не с автором, а с героями книги — то есть самими матушками. «Но оказалось труднее уговорить их прийти на презентацию, чем дать интервью».
В результате, из девяти матушек в зале находилась только одна — Ольга Юревич. «И то под конвоем батюшки», — заметила Ксения.
Не портрет
Жена священника, попадья, матушка — кто она? Простая православная жена или ее служение выше, значимее? Прямого ответа на этот вопрос книга не дает, потому что каждая матушка отвечала на него по-своему. Ведь героини книги сильно различаются.
По словам Ксении, выбор героинь для книги велся по-нескольким критериям. Во-первых, матушки должны были быть из разных кругов и принадлежать к разным поколений. Во-вторых, в книгу вошли только самые смелые матушки: многие отказывались от интервью. А в-третьих, некоторых матушек Ксения просила дать интервью, прочитав другие публикации о них: например, Марине Митрофановой ей захотелось задать дополнительные вопросы после прочтения ее интервью приходскому журналу.
Особое служение или «настоятельша на приходе»?
Протоиерей Андрей Юревич, жена которого — одна из героинь книги, сравнивает труд жены священника со служением диаконисс в Древней Церкви. А саму семейную пару — с царской четой:
-Отец Геннадий Фаст матушке говорит: «Тебя, конечно, не рукополагали». Но ведь всегда называли царя — батюшка, царицу — матушка. Если что попечаловаться — к ней ходили. И царицы печаловались, фонды благотворительные открывали. Так же если со священником, особенно настоятелем, надо вопросы решить, иногда это легче сделать через матушку.
Впрочем, матушке самой не следует становиться «настоятельницей» на приходе. Ольга Юревич рассказала историю из жизни своей семьи:
-Мы начинали служить в бывшем свинарнике. Я туда пришла с детьми и не заметила, когда стояла и молилась в тесноте, что дочка дергала за рушник на иконе. Икона покосилась, и соседняя бабушка сказала: «Что ты тут безобразничаешь? Выйди из храма!»
Я вышла из храма, со мной кучка детей. Подошла к забору, заплакала. А это была территория нашего дома. А когда пришел батюшка, я ему рассказала: «Знаешь, было даже страшно — из своего же храма меня выгнали!» — думала, он пожалеет, а он говорит: «Из чьего храма? Из своего? Чтоб больше этого я не слышал. Это — Божий храм. А ты тут только можешь служить». Мне кажется, это и есть грань, за которую не должна заходить матушка.
Отец Андрей супругу поддержал:
-Матушка — человек тихий, мягкий, никогда не лезет. Но поскольку она для батюшки все, то батюшка без нее решений никаких не принимает, только хозяйственные. А все, что касается людей, мы вместе обсуждаем. Никогда в жизни она не входила в храм, стуча кулаком: «Я тут настоятельша!» — но оказалось, что она во всем. И к ней приходили люди, когда меня не было, и просили совета, даже молодые священники. Она вела семейный клуб, мы вместе замышляли гимназию. Когда мы уехали, о ней плачут, может, даже больше, чем обо мне. «Мы потеряли мать!» — говорят нам.
Христианство без пафоса
«Матушки» не похожи на ту православную литературу, которую можно кратко охарактеризовать «книги для душеполезного и назидательного чтения благочестивыми супругами» («…детьми» или «…для семейного чтения» — возможны вариации).
-Кроме вопросов, которые активно обсуждаются в церковной среде, в этой книге жены священников поднимают важные мировоззренческие вопросы, актуальные не только в пространстве Церкви, но и для людей, думающих о себе, этом мире, об окружающих, — подчеркнул священник Валерий Степанов.
При этом актуальность не мешает «Матушкам» быть «абсолютно церковной» книгой. Для самой Ксении стимулом послужили два желания:
-записать воспоминания о людях XX века;
-рассказать о жизни нормальной христианской семьи.
-На волне общественного интереса к Церкви, этих бесконечных скандалов, стали забывать, зачем вообще все это. Мне кажется, такое свидетельство, как живут христиане — без всякого ложного пафоса, без того, чтобы рвать на груди рубашку и кричать «мы православные и не сдадимся», а просто показывать живую жизнь: как и зачем люди живут — в итоге оказалось востребованным. Бешеный успех книжки отца Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» показывает, что люди ждали чего-то такого: спокойного рассказа о сути христианской жизни.
Исцеление через «нормальность»
О «нормальности», оказавшейся такой захватывающей и увлекательной, говорили почти все гости презентации.
-Читать я начала на эскалаторе, — рассказывала журналист Мария Свешникова — дочь московского священника протоиерея Владислава Свешникова. — Хорошо, что я с него не упала. Я, конечно, доехала до дома, но дальше читала до самого конца. Это было очень живо и интересно. Самое удивительное для меня — я работаю в абсолютно светской редакции с абсолютно светскими журналистами, но когда я предложила сделать интервью с Ксенией, мне сказали, что это будет очень интересная тема. Кроме того, книжку просили читать. Я не вижу ее которую неделю: на нее стоит очередь.
Коллега Марии, пришедшая на презентацию специально для того, чтобы приобрести для книгу для себя, подтвердила:
-Лично моя жизнь и жизнь моих знакомых стала похожа на картинку с канала НТВ. И уже невозможно смотреть на эту картинку круглосуточно.
Искусствовед Ирина Языкова вообще назвала «Матушек» книгой исцеляющей:
-В нашей жизни, когда всех интересуют в основном скандалы, хочется нормы. Нормального, которое не зашкаливает ни в одну, ни в другую сторону. Здесь нет историй, когда «ох». Это нормальная, абсолютно здоровая жизнь. Она разная. Каждая судьба человека достойна романа. Это роман, который пишет Бог вместе с нами. И здесь тоже маленькие истории, в которых открыта целая вселенная.
Немного статистики
О том, что книга востребована свидетельствует простая статистика. По словам главного редактора издательства «Никея» Владимира Лучанинова, в магазине «Библио-глобус» книга входит в пятерку самых покупаемых — причем не в разделе религиозной литературы, а non-fiction. В онлайн магазинах «Озон», «Лабиринт» «Матушки» тоже входят в числе лидеров.
-За один месяц мы продали две с половиной тысячи, — говорит Владимир. — Это рекорд. Поэтому уже сейчас мы готовим второй тираж.
От журналистики к литературе
Еще одна несомненная заслуга автора — «Матушки» написаны одновременно легким и качественным русским языком. В результате получился не сборник интервью, а полноценное литературное произведение, в котором, как заметил священник Валерий Степанов, кроме девяти героинь-матушек, возникает еще и образ десятой героини — самой Ксении.
-Через людей, которых она подобрала в своей книге, через вопросы, которые она ставит, на Ксению смотришь по другому, — подчеркнул отец Валерий. — Оказывается рядом с тобой вырос журналист и писатель с большой буквы. Я хочу, чтобы Ксения попробовала себя в художественной прозе. У вас должны быть новые рубежи. Ждем от вас интересной повести или романа.
Тему «журналист — литератор» продолжила Елена Зелинская.
-Мне нравится тенденция, что журналисты стали писать книги. Это значит, что у нас накопилось много материала, и нам уже не хватает формата колонок, кратких комментариев. Эта тенденции говорит об укоренении современной журналистики, она не оторвана от процессов реальной жизни и от читателей. Поверхностность, которая была свойственна новой журналистике, уходит.
По мнению Елены Зелинской, работа в православной журналистике — еще ответственней, еще тоньше, «хождение по минному полю». Такие книги, как «Матушки» (в качестве другого примера она привела «Монахиню из разведки» Анны Даниловой) — это вехи на пути движения православной журналистики.
Рассмотреть семью
К теме жизни обычной христианской семьи Ксения пришла от невоплощенной рабочей идеи:
-Все началось несколько лет назад, когда в одной дружественной православной телестудии мы в порядке мозгового штурма придумали передачу, подобную «Пока все дома», — ходить в гости к священникам и снимать, как они живут. Эта идея благополучно погибла, как минимум, потому, что уговорить на это совершенно невозможно. Я представила себе этого несчастного редактора, который будет обзванивать матушек и батюшек с просьбой прийти со съемочной группой к ним в дом.
Впрочем, отец Андрей Юревич ответил Ксении приглашением:
-Приводи репортеров! Хоть целую редакцию!
Пустить в свою семью читателя, а не зрителя, оказалось проще. Священник Максим Первозванский, чья супруга Лариса — также героиня «Матушек», считает, что рассказ о жизни семьи священника — это обмен полезным опытом. Отец Максим не присутствовал в зале, но заранее дал краткий видеокомментарий, который был продемонстрирован на презентации:
-Моя супруга долго отказывалась, и мне пришлось приложить немало усилий, чтобы все-таки уговорить ее это интервью дать. В этой книге наши жены делятся своим жизненным опытом — очень важно увидеть в них живых людей. С одной стороны, приоткрыта завеса в жизнь жен священников, а с другой — нет ненужного копания, очень тактично.
Семья как источник
Немного личных впечатлений.
Если бы меня, как читателя попросили выделить основную мысль «Матушек», я бы, не задумываясь, определила: «Человек — семья — Церковь». И судя по всему, эта мысль близка всем, кто познакомился с книгой.
Для руководителя «Покровских ворот» Жана-Франсуа Тири, как для католика, само понятие «семья священника» непривычно.
-Когда я приехал в Россию, для меня был шок, когда священники говорили: «Я познакомлю тебя с моим сыном». Теперь, когда мне за границей говорят: «В Православной Церкви священники женятся», — я всегда отвечаю: «Не священники женятся, а рукополагают женатых мужчин». Для меня это странно, но я вижу, что дом, семья — это то место, где можно углублять свою веру, черпать силы, советоваться.
Матушка Ольга Юревич видит в «Матушках» таинственный портрет Церкви:
-Разные матушки — значит, разные у нас в Церкви батюшки. А разные и такие замечательные батюшки — значит, у нас Церковь как семья. У меня семеро детей, и все семь — разные, особенные. Если бы было у нас в Церкви все похоже, одинаково, это было бы ужасно!
Для большей иллюстративности матушка даже позвала из зала трех своих дочерей и спела с ними песню про семью — как жертвенное служение друг другу и Богу.
Девушки, поостерегитесь!
Никаких иллюзий тут нет. В Церкви бывает трудно, как и в семье. Презентация закончилась небольшим видеокомментарием священника Андрея Лоргуса:
— Жизнь жен священников — очень тяжелая во многих смыслах. Дело даже не в физических лишениях и многодетности, а в специфике, которая накладывает тяжелые обязанности. Чисто организационно — у священника особый ритм жизни. Жена — не только участница этого особого ритма, но она призвана ему способствовать, помогать священнику иметь время для молитвы, для приготовления к службе, создавать особую тишину.
Семья священника поневоле оказывается изгоем. Она не вписывается в социальные мерки, в некий слой. Жена священника не может поделиться со своими подружками всеми проблемами, потому что это проблемы сугубо семейные, внутренние, а если она начинает с кем-то делиться, она тем самым делает свою семью и своего батюшку ущербным и зависимым.
Быть женой священника — очень почетно и радостно, но трудно. Поэтому девушкам, которые ищут брака с семинаристами и будущими священниками, можно сказать только одно: «Поостерегитесь, девушки!»
С отцом Андреем можно только согласиться. Жизнь героинь книги Ксении Лученко легкой не назовешь.
Подробнее о книге: Матушкино счастье (+ фрагмент книги)
Побывала на вечере Анна Гальперина.
Счастливы по-разному. 9 историй любви (+ ФОТО)