Возле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке стоит статуя рабочего человека, перековывающего меч в плуг. Это работа советского скульптора Вучетича, подаренная в конце 50-х Советским правительством Организации Объединенных Наций. Она скульптурно воплощает слова пророка Исайи о грядущем Царстве Мессии: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4). Все-таки тяжело далась первая половина ХХ века человечеству. После двух Мировых войн и сотен локальных конфликтов всем хотелось мира, глубокого и неотъемлемого.
Стоит удивиться — насколько коммунистическое движение было интуитивно вписано в библейский контекст, отрицая ценность Библии в официальной риторике. И «Голубь мира» с масличной ветвью в клюве, нарисованный Пикассо (коммунистом, кстати), и лозунг «Миру — мир», списанный с прошения мирной ектении «о мире всего мира Господу помолимся», и многое другое говорит о том, что минувшая атеистическая эпоха продолжала двигаться в религиозном русле, пусть и бессознательно. Но это — так, цветы на обочине.
Наше внимание хотелось бы приковать к перековке мечей на инструменты пахоты и жатвы, или — наоборот.
Спросите, почему — наоборот? Да потому, что пророчество остается пророчеством, а реальность — реальностью. Никто не разучивается воевать. Стреляют, воюют, тренируются. Сверхдержавы торгуют оружием и не перестают его производить. Локальные конфликты вспыхивают так часто, как лампочки Ильича при победной электрификации. Более того — пацифизм не только редок, он опасен. Слабость военная неизбежно угрожает разными формами колониализма, вплоть до прямой оккупации. Где Исайя и где газетные новости?
Весьма интересно, что в Библии есть еще и такое выражение, где слова точно те же, что у Исайи, а вот смысл диаметрально противоположен. Это слова пророка Иоиля: «Приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: «я силен «» (Иоиль 3:10). В тех же терминах выражено крайнее военное рвение. Этакий восторг милитаризма. И как ни горько об этом говорить, но смысл последней цитаты нам ближе и понятнее, чем отдаленно-ожидаемый смысл цитаты первой.
Итак, копья и серпы могут превращаться друг в друга, но до сих пор успешнее происходит превращение серпов в оружие, а не наоборот.
Мне кажется интересным тот факт, что оружием особо не поработаешь. Оно создано специально для убийства. Попробуйте поработать на пашне автоматом или минометом. Много наработаете? Зато косой или топором в бою — сколько угодно.
Орудиями труда можно при случае убивать легко и удобно, если, конечно, эти слова уместны в отношении убийства. Часто вообще не приходится что-то во что-то перековывать. Просто крестьянин, кузнец, лесоруб начинают убивать тем, чем раньше трудились: вилами, молотом, топором. Так было не раз во времена различных народных восстаний или ополчений. Или же страна, в которой в принципе не развит такой вид спорта, как бейсбол, массово распродает зачем-то закупленные или произведенные биты. Так оружием становится спортивный инвентарь.
В советское время связь мечей и серпов была для всех очевидна: тракторные заводы были одновременно танковыми, гражданское авиастроение имело оборонную составляющую. И вообще любое гражданское производство можно было в нужный момент спешно перевести на военные рельсы. Не знаю, как сегодня. Не знаю — могут ли производить макаронные фабрики патроны, как раньше. Зато знаю вот что — современность характерна неожиданным расширением зоны войны и, соответственно, списков возможных видов оружия.
Воевать может врач. Воевать он может тем же, чем привычно работает — ампулой, шприцем, дозировкой лекарства. Водитель бульдозера может воевать, не слазя с бульдозера (видели, небось, недавно?)
И даже «офисный планктон» способен к тотальной мобилизации. Причем воевать ему тоже придется тем же, чем он обычно работает — клавиатурой. При сегодняшнем уровне информационных войн и мысленных противостояний мы не только не превращаем копья в серпы, но напротив — с неслыханной легкостью превращаем в копья и стрелы, в пули и бомбы такие пластмассовые, дешевые вещи, как «клава» и «мышь».
Нынче блогер может работать как снайпер или даже подрывник. А телерепортер способен выступать в роли корректировщика огня. «Правозащитник» временами может сойти за спецназовца в белом камуфляже с красным крестиком. Лозунг войны: побольше фальшивых слез, человеколюбивой риторики и мысленного тумана. И главное — знать на шаг вперед, что из событий запланировано и ожидается, чтобы выйти в эфир наготове, а не врасплох.
Это нынешняя редакция пословицы — «Куй железо, не отходя от кассы». Нужно больше врать и давить на слезу, сознательно задымляя информационное поле боя риторикой о правах человека. Как остроумно писал чешский сатирик: «Вражеская артиллерия предательски обстреляла наши бомбардировщики, мирно бомбившие столицу неприятеля».
«Наши» бьют ментов без жалости, но с подлостью — это народ защищает неотъемлемые права. «Наших» лупят в ответ, когда всякое терпение лопнуло — это «диктаторский оскал ненавистного режима». И фистула вслед: «Запад! Не оставь!».
Так нынче воюют мастера перековки пластмассовых кнопок в пули, и плоских мониторов — в коктейли Молотова. А статуя Вучетича как стояла, так и стоит перед входом в здание ООН и никуда не уходит. Еще бы: она же — статуя! Но люди, носящие крестик на груди не по моде, а по совести, послушайте! Садясь у монитора и погружаясь в новости, не забывайте: вы в зоне военных действий. И зона эта столь горяча и ответственна, что выигрыш в ней позволит врагу спокойно и публично отказаться от многих видов вооружений за их практической ненадобностью. Ведь победа и так будет уже в кармане.