А что будет, если в России, как в Германии, ввести церковный налог? Как изменится наша жизнь? Размышляет Андрей Десницкий.
Иногда мечтают: хорошо бы ввести у нас, как в Германии, церковный налог. Вот в самом деле, Германия — светское и демократическое государство, в этом никаких сомнений нет. Но при этом верующие граждане платят с доходов выше определенного уровня 8–9%, это в дополнение к обычным налогам. Государство собирает эти средства, берет себе примерно 3% за услуги, а остальное перечисляет религиозным организациям, имеющим общенациональный статус: это католики, лютеране, иудеи, но к ним, видимо, скоро добавятся и мусульмане. О православных речь пока не идет.
Впрочем, кто не желает платить этот налог — не платит, именно так поступают приверженцы других конфессий и религий, а также неверующие. В этом смысле Германия либеральнее, к примеру, Италии, где подобный налог платить обязаны все граждане, но зато они вместо религиозных общин могут по желанию перечислять деньги государству на социальную работу. Правда, и ставка такого налога в Италии на порядок меньше, она составляет всего 0,8%.
Вообще, надо сказать, что подобные законы есть в разных странах Европы: Австрии, Финляндии, Швеции, Дании, в 26 кантонах Швейцарии и т. д. Но ссылаются чаще всего на германский опыт, видимо, потому, что налог там заметный и дает он религиозным общинам две трети потребного им финансирования.
Выгоды очевидны: общины гораздо меньше зависят от богатых спонсоров или капризных прихожан, некий минимальный уровень гарантирован каждой из них, будь она расположена в фешенебельном столичном районе или в нищей деревне. Впрочем, в Германии нет нищих деревень… Вот так мы перешли к собственным нашим проблемам.
Мне уже доводилось писать о перспективах введения обязательной десятины для верующих в России, теперь постараюсь дополнить сказанное применительно именно к церковному налогу по германскому образцу. Так уж оно у нас повелось, даже не с Петра начиная, а с времен более ранних: заимствуешь у немцев некий полезный навык или удобный инструмент — а с ним, глядишь, и вся жизнь начала меняться. Вроде и необязательно отказываться от древлего благочестия, чтобы кофий пить или фрегаты строить, но едва займешься этим славным делом, как и бороду сбривать придется, и зипун скидывать, ибо несподручно.
Что придется сбривать в случае введения церковного налога? Ну, во-первых, привычку к коррупции. Это бундесбюргеры могут доверять своему государству кровные центы и быть уверены, что каждый будет потрачен строго по назначению (впрочем, и у них не без скандалов), а наш человек к такому непривычен. И даже если налоговые чиновники проявят в данном случае исключительную честность, люди уже привыкли приговаривать, глядя на начальственную роскошь: «а ведь всё на наши денежки!» Убедительно звучит сегодня ответ, что всё это спонсорские подарки, но убедителен он именно потому, что никаких обязательных платежей в пользу церкви нет. А уж говорить о полной независимости от государства, если они появятся, и вовсе будет неудобно.
Во вторых, тогда нас сразу всех посчитают. Нет, это будут не приблизительные полицейские оценки: сколько человек побывало в храме на Пасху, — а точные бухгалтерские данные. И если перед человеком встанет выбор: платить еще один налог или нет, — то в православные запишутся только те, кому это действительно надо, кто готов быть не «потребителем религиозных услуг» от случая к случаю, а ответственным, в том числе и финансово, членом своей церкви. Таковые, видимо, ничего и не потеряют: у них сразу бухгалтер будет вычитать из зарплаты то, что они прежде клали в церковную кружку. Вот и узнаем точно, сколько у нас таких — а заодно и сравним их число, к примеру, с числом ответственных протестантов или мусульман, ведь их в России тоже немало, по германскому образцу им полагается такое же право на получение налога со своей паствы.
Но самое главное — тогда должны будут измениться многие приходские обычаи и практики. Перед священником тогда предстанет не мирянин, не прихожанин, а — внимание! — налогоплательщик. Чувствуете разницу? Тогда клирики окажутся в положении наших врачей и учителей: да, мы уважаем и благодарим их, в том числе и материально, потому что знаем о нищенских окладах, но все-таки свои обязанности они исполняют, помня, что их труд оплачен нашими налогами. Легко ли будет батюшке не допустить к Причастию налогоплательщика? Куда сложнее, чем недораскаянного грешника, полагаю.
Словом, если и есть среди православных пламенные сторонники новой Реформации (по немецкому или еще какому образцу) — это, полагаю, именно те, кто призывает к введению церковного налога в России.
Но раз предлагается заимствовать у немцев некий инструмент, значит, есть в нем потребность. Значит, нынешняя система финансирования церковных структур действительно далека от совершенства и многих не устраивает своей закрытостью, непрозрачностью, явной несправедливостью, когда разница в доходах между двумя клириками может не зависеть от их заслуг и при этом достигать величин астрономических. В нашем обществе растет запрос на честность и справедливость, и кому, как не христианам, показывать образец такой жизни — не на словах, а на деле.
Заимствование чужих инструментов само по себе плохо помогает, как показал пример ЕГЭ — принятого во многих странах общенационального тестирования выпускников. Сломать можно всё, если пользоваться неверно. Зато стоит присмотреться к тем ценностям, которые стоят за институтом церковного налога в Германии — к честности государства и ответственности граждан, например, а еще к умению людей церкви взаимодействовать с чиновниками, не попадая от них в зависимость. Нам это точно пригодится.