О том, каким кажется и каков на самом деле священник медийной эпохи — иерей Святослав Шевченко.
Мы, современные христиане, живем в очень интересное время, которое и не снилось нашим предкам. Наш мир в эпоху информационных технологий будто сошел со страниц фантастических произведений писателей-утопистов. Мы в режиме реального времени подключены к сети через наши дополнительные органы чувств — смартфоны, планшеты и другие гаджеты. Каждый из нас до полного цирроза сознания ежедневно потребляет гигабайты информации, которая формирует мыслеобразы.
Информационные мутанты
Масса рафинированных мыслей и пластиковых комментариев стала пищей нынешнего человека. Многие из-за суррогатного питания чужими потоками сознания подверглись мутации. А кое-кто смекнул, что посредством СМИ, социальных сетей и других ресурсов можно сделать этот процесс управляемым. Ведь из отдельных пазлов можно сформировать любую мировоззренческую картину на заказ.
Более того, отрастив браузерные щупальца, люди получили бонус в виде полномочия вламываться в виртуальные квартиры любой личности. Благодаря этому, современники цифрового века живут словно в стеклянном аквариуме, в котором практически невозможно укрыться от стороннего взгляда. Но самое интересное, что никто ничего и не прячет. Многие запускают интернет-гостей на свои кухни и даже в спальни, судача о новых блюдах и взаимоотношениях с близкими. И это незаметно стало частью нового мира.
В этой новой реальности и существует сегодня Церковь, основанная Христом Богом более двух тысяч лет назад. И уже с первых веков христианства мир пытается навязать церковному организму свои правила игры. Дескать, не хотите поклоняться нашим богам — мы пустим сплетни о том, что христиане травят колодцы и пьют кровь младенцев. И ведь пускали…
От фейка до реальности
Сегодня инфосплетни называются заимствованным термином «фейк». И неважно, что кто-то впоследствии разоблачит фальшивку — грязное дело по созданию нужного медийного образа уже свершилось. Нынче такое в порядке вещей, поскольку в сети нулевая ответственность. И это лишь один из множества хитрых методов.
Но речь не только о подделках. Иногда мы сами подаем повод ищущим инфоповоды. А ведь золотые уста святителя Иоанна нас предупреждают, что по каждому из нас судят обо всей Церкви. И если мирянам еще можно как-то закамуфлироваться под среднестатистического гражданина Российской Федерации, то священника видно издалека. А сегодня, когда Русская Церковь стала заметно влиять на общество, к духовенству приковано особенное внимание.
И это в условиях, когда у каждого россиянина есть в кармане телефон с видеокамерой, как и в каждой машине — видеорегистратор. Плюс к тому, каждый второй имеет блоги и аккаунты в соцсетях. И если на горизонте появляется человек с бородой, то будьте уверены, что почти все видеопушки в округе уже сняты с предохранителей. И не приведи небо, если этот человек будет нетвердо ступать или повысит голос. Тут же в твиттеры полетят инстаграмы, а Ютуб забеременеет десятками роликов «про пьяных и наглых попов».
Сопливые отношения
Далеко ходить не надо. Однажды в мою «Ниву» въехала иномарка. Дело было утром, моей вины нет. Ну, я решил поставить эксперимент. Скачал с видеорегистратора нужный файл и залил его на Ютуб под названием «Амурский священник попал в ДТП». Каково же было мое удивление, когда за сутки ролик набрал свыше тысячи просмотров? Это говорит лишь о том, что на такой контент в сети есть спрос.
Другой пример. Выпало знакомому священнику совершать Крещение после своего Дня рождения. Родственники крещаемого учуяли от батюшки запах. На следующий день в одном из блогов Живого журнала появился пост о том, как «пьяный поп ребенка крестил». Но речь о том, что никакие благовидные предлоги не оправдывают этого священника, потому что для этой семьи и для читателей того блога образ православного батюшки потускнел как столовое серебро.
К сожалению, не все священнослужители это понимают. Более того, должность настоятеля, то есть человека начальствующего, накладывает отпечаток. Мне, например, приходилось встречаться с носителями сана, которые разговаривали с прихожанами в таком духе: «Ну, ты чего мне тут сопли жуешь?!». И для очень многих подобное поведение священника — это настоящий шок, поскольку в мире и без того дефицит вежливости и доброго отношения.
Нечто о потере нюха
Другой батюшка на каждом углу кичится своими связями в разных органах власти. Верите, нет, но знаком со случаем, когда сотрудник Дорожно-патрульной службы остановил автомобиль человека в рясе, а тот процедил через окно своей машины: «Ты че, нюх потерял?!». А потом мы удивляемся о расхожих стереотипах, типа сращивания Церкви с государством. А чего удивляться, если некоторые священники ведут себя как чиновники, прикрывающиеся кастовой неприкосновенностью?
Понятно, что речь идет о крайностях. Но проблема в том, что о православном духовенстве в целом судят по этим самым крайностям, а не по тысячам достойных пастырей и церковных тружеников. Средства массовой информации, блогеров и пользователей соцсетей привлекают именно скандальные случаи, поскольку указанные категории стремятся увеличить круг своих читателей.
На днях звоню по заявке на совершение требы. Звоню, представляюсь, а на том конце сотовой связи восклицают: «А я вас знаю, вы в церкви по пиару и рекламе!». Посмеялся от души, объяснил, что Церкви реклама не нужна, и я просто помогаю журналистам получить информацию. Самое интересное, что все это произносится совершенно искренне. И тут все предельно просто. Современные люди пытаются объяснить церковные реалии понятными им категориями.
Священник и медиа
На мой взгляд, наша задача — сделать образ священника доступным для понятийного аппарата современников. Ведь и наш Спаситель неспроста разговаривал с народом притчами, объясняя сложные моменты историями из бытовой жизни эпохи, в которой жил. От того образ Царствия Божия стал живым и достижимым.
По моему мнению, для того, чтобы соотечественники перестали воспринимать священников как нафталиновых персонажей старинных книг или недостижимых небожителей, нам нужно делать упор на следующее. Нужно срочно прекратить стесняться говорить о хобби, увлечениях, милых слабостях и социальной работе духовенства, что наполнит обескровленный образ современного священника дыханием жизни.
Вывод из всего сказанного прост. Первое, нам, священникам, нужно всерьез начинать соответствовать тому высокому идеалу, к которому все мы призваны. Ведь, если по-честному, то каждый из нас несет ответственность за «попов на гелендвагенах и майбахах». А второе, нужно время от времени отвлекаться от строительства храмов, обивания высоких порогов и спускаться с олимпов-амвонов для того, чтобы пообщаться с людьми глаза в глаза, подержать их за руку. Тогда и люди к нам потянутся… из СМИ, социальных сетей и блогов.