Начавшийся в Норвегии процесс по делу террориста Брейвика является событием мирового значения, потому что он ставит перед всеми нами извечный вопрос о правде, добре и зле.
Начнем с сухих фактов. Девять месяцев тому назад, в центре Осло, близ правительственных зданий, произошел страшный взрыв. Кто-то напичкал автомобиль взрывчаткой и активировал механизм с помощью пульта дистанционного управления. Технологический уровень теракта, предполагал, по мнению спецслужб, солидную степень подготовки.
В то время, на не очень отдаленном от норвежской столицы курортном острове, проходил ежегодный съезд молодых социал-демократов. Съезд, похожий на сбор в летнем лагере с палаточным городком, купанием в море, концертами. Через некоторое время после взрыва, поджарый норвежский полицейский начал хладнокровный отстрел развлекающихся молодых людей. Спастись было практически невозможно. Ребята и девушки ныряли, пытаясь скрыться под водой, но убийца спокойно ждал, пока они вынырнут, и убивал их. Этот ужас длился целых полтора часа! К приезду, наконец, спецназа, патроны у лжеполицейского закончились, и он с ухмылкой сдался. Результат взрыва и побоища – 77 погибших. Столь массового смертоубийства в Норвегии не происходило со времен Второй мировой войны.
Виновный во всем террорист Андерс Беринг Брейвик оказался чистокровным норвежцем, бывшим военным, масоном и мелким предпринимателем. Будучи (мягко говоря) не очень образованным человеком, он, тем не менее, увлекался геополитикой, мультикультурализмом и исламским феноменом в Европе. Из-за отсутствия истинной интеллектуальной базы, эти «увлечения» порождали у него эмоциональную реакцию. Он стал ощущать себя «чужим» в своей же стране. А норвежских политических руководителей и власть имущих начал называть «коллаборационистами» и «предателями Родины».
Молодых социал-демократов он взялся уничтожать потому, что считал их движение главным пособником «смертоносной идеологии мультикультурализма», ставящей под угрозу саму идею «белой европейской цивилизации».
Скажем прямо: многие европейцы, придерживающиеся ультраправых политических взглядов, думают примерно как Брейвик. Но массовыми убийцами при этом они не являются. Почему они – нет, а он – да!? Как безобидный политизированный невежда стал массовым убийцей?
Норвежцы ответили на этот вопрос, не раздумывая: Брейвик — психически больной! А сумасшедших в цивилизованных странах не судят.
Первая медкомиссия подтвердила спонтанное определение нации. Но вторая опровергла его, провозгласив убийцу здоровым, несущим ответственность за содеянное злодеяние человеком. Вот почему его все-таки судят. Процесс будет длиться долго. Но уже сейчас ясно одно: норвежцы предпочитали бы не судить своего «национального изверга».
Они резонно опасаются обратного эффекта. Удовлетворенный диагнозом о своем здравомыслии, Брейвик тут же провозгласил себя бойцом против «исламизации» Европы. Признавая ужас содеянного преступления, он считает его, тем не менее, «нужным» и даже сожалеет о том, что не успел убить еще больше народа.
Специалисты ошарашены его логикой и спокойствием. Ибо все пока происходит по заранее разработанному террористом плану. Он знал, что суд состоится, и ждал его с нетерпением. Поскольку в Норвегии права защиты соблюдаются скрупулезно, то Брейвик хочет сполна воспользоваться всемирной оглаской для подробного изъяснения своих идей и верований. Понимая это, прокуратура панически борется за то, чтоб его все-таки признали невменяемым.
Помните, как в Евангелии, беседуя с Иисусом, Понтий Пилат не может понять, что же такое «правда»? Это понятие было чуждо для римлян. Как непонятны были для них представления о «добре» и «зле».
В Древнем Риме убийство было самым популярным развлечением. Граждане приходили семьями смотреть, как гладиаторы перерезают друг другу глотки, как заморенные голодом львы пожирают молящихся на арене христиан. Наше потерявшее веру общество стало в чем-то походить на дохристианский мир.
Доминирующий сегодня релятивизм делает непонятным понятие «правда». А этот смысловой вакуум несет за собой не менее трагичную потерю понимания принципов «добра» и «зла».
Примеров тому много. Остановимся лишь на последнем: легализация эвтаназии, то есть убийства стариков и больных, представляется как «прогресс» и «доброе дело». Вот почему норвежское общество предпочитает видеть в своем горделивом и напористом убийце «больного», которого невозможно понять. На самом же деле, оно, как впрочем и он, неспособно осознать зло, постигнуть его механизмы, происхождение, движущую силу.
Федор Сологуб написал в 1905 году книгу с поразительным названием – «Мелкий бес». В ней он гениально вырисовывает обычного человека, творящего зло. Передонов – завистливый школьный учитель, тщетно ожидающий повышения.
«На улице всё казалось Передонову враждебным и зловещим», — пишет Сологуб. Еще одно гениальное выражение автора: Передонов глядел на мир «сумрачными глазами». Неудовлетворенность и злость доводят его, в конце концов, до полной потери контакта с реальностью.
Передонов – и в Брейвике, и во многих «революционерах», готовых «давить» во имя идеи — на самом же деле, идейки, часто сводящейся к жалкому самоутверждению.
Норвежский враг ислама Андерс Беринг Брейвик и французский исламист Мохаммед Мера схожи не только в том, что убивали невинных и безоружных. На более личном уровне их объединяет бич современности — безотцовщина. Об этом душераздирающе писал другой великий русский писатель – Андрей Платонов. А для верующих за всем этим стоит страшный грех гордыни. Гордыня – коренной грех, который утверждает все остальные грехи.
Закончить статью на религиозной ноте показалось мне уместным, ибо сейчас Светлая седмица, первая неделя после Пасхи. Христос воскресе, дорогие читатели!
Читайте также: