1. Школа должна формировать личность.
Новая глава Министерства образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом отметила, процитировав физика-теоретика Альберта Эйнштейна, что учитель – это не услуги, это служение и призвание, поскольку школа должна формировать личность человека, а не готовить из него узкого специалиста.
«Образование – это обучение и воспитание, и школа всегда, на протяжении всей истории человечества формировала человека, но не узкого специалиста, как, допустим, было все-таки возможно несколько десятилетий назад. Поэтому для меня приоритет – воспитание», – выделила Васильева.
2. Дети с ограниченными способностями могут учиться в обычных школах.
Накануне учебного года на Общероссийcком родительском собрании новый министр заметила, что образовательные стандарты позволяют учесть и в обычных школах особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью.
«У нас есть полный стандарт на детишек, у которых есть умственное отставание. Есть все возможные вещи, чтобы эти дети, если вдруг идет какой-то сбой, проходили программу более длительное время.
Главное – научить всех детей и их родителей доброте, а здесь очень важен учитель, важен родитель. Потому что это как раз – научение милосердию и доброте, – сказала глава Минобрнауки, отвечая на вопрос о проблемах совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ. – Я встречалась по своей прежней работе в комиссии по делам инвалидов с тем, чего никогда не должно быть – когда мама говорит: «Я не хочу, чтобы мой ребенок учился там, где дети, допустим, с ОВЗ».
Если мы будем допускать такое, нам будет очень трудно двигаться дальше. Потому что мы должны, прежде всего, наших детей с рождения учить доброте, что есть люди иные, не такие, как ты. Он такой же хороший, но он иной. Первое – это доброта. В октябре мы проведем по всем школам урок доброты, говоря об этом и с родителями в том числе».
3. Ликвидации коррекционных школ в России не будет.
Министр заверила, что реализация программ совместного обучения в школах не вызовет ликвидацию имеющихся коррекционных школ.
«Никаких закрытий коррекционных школ не планируется», – заявила Васильева.
4. ЕГЭ нужно разбавить элементами советской школы.
Также новый министр образования и науки на собрании пообещала родителям «разбавить» образовательную реформу элементами советской школы, явно неодобрительно отозвавшись о некоторых результатах предыдущей образовательной реформы – прежде всего, о ЕГЭ. Васильева призналась, что ратует за возвращение по мере возможности советских госэкзаменов уже в этом учебном году.
«Физика, химия, биология – здесь тестовые задания с готовыми ответами будут сняты. Первый раз в этом году в девятых классах будет устная часть на ЕГЭ по русскому языку и литературе, – объявила Васильева. – Однако полностью ЕГЭ отменять не будем. ЕГЭ – очень важное социальное завоевание, поскольку дает возможность ребятам из далеких регионов поступать в лучшие вузы. Нужно просто идти по пути улучшения и совершенствования единого госэкзамена. Вводим устную часть ответа на ЕГЭ, убираем кнопочки «да/нет».
5. Следует вернуть уроки труда.
Больше всего вопросов на собрании взволнованные родители задавали министру по поводу отсутствия в школах полноценного профобучения. На что Васильева пообещала вернуть в общеобразовательные школы уроки труда.
«Без трудолюбия, без навыков трудиться мы не можем жить. Леность – основа порока. С этого года методические рекомендации по трудовой деятельности будут разработаны. Со следующего года будут потихоньку вводиться, – заявила министр. – При этом сельские школы должны сами организовать учащимся обучение основам аграрного производства».
6. Все учебники в разных школах России должны подавать материал одинаково.
На жалобу члена родительского комитета казанской школы №130 Эдуарда Сибагатуллина о том, что ученикам при переходе в другую школу часто приходится заниматься по новым учебникам, иначе подающим материал, Васильева заметила, что президент России Владимир Путин еще 5 лет назад поручил разработать единые линейки учебников, объединенные общим стандартом преподавания того или иного предмета.
«Впервые историко-культурный стандарт приняли в Голландии, мы сегодня заимствуем этот опыт, – заметила министр. – Мои коллеги уже заканчивают разработку историко-культурного стандарта, но это не значит, что будет единый учебник: три линии учебников написаны по историко-культурному стандарту, в котором представлены основные факты нашей российской истории, которые не требуют разночтений мировоззренческого толка. Они требуют фактологического прочтения. Для сравнения, в учебниках прошлого многое зависело от мировоззренческой основы их авторов. Сейчас в России уже разработана концепция филологического образования, параллельно идет апробация математической концепции».
7. Родителям следует улучшать знания о современной школе.
При рассмотрении темы преподавания основ религии министр отметила, что ранее больше половины родителей выбрали для своих детей преподавание модуля светской этики, не понимая толком, о чем этот предмет.
«Несколько лет назад 56% родителей выбрали для своих детей преподавание модуля светской этики, потому что думали, что речь идет об этикете, а не о философской концепции, – призналась Васильева, впрочем, не призывая к выбору в пользу религиозного курса. – Что из этого следует? Им нужно больше включаться в школьную жизнь детей, пополнять свои знания по ходу изменений в системе образования».
8. Нужно ограничить школьникам доступ в интернет.
Министр образования посоветовала родителям ограничить детям дома доступ в сеть, заменив компьютерные игры активной деятельностью.
«Дома родители могут блокировать доступ ребенка к сайтам, которые отвлекают его от учебы, а также поставить ограничения на скачивание файлов. Но, конечно, родители вольны выбирать удобные для них инструменты, – считает Васильева. – А в школе интернету должна быть найдена профилактическая замена. Нужно привлекать ребенка к занятиям музыкой, спортом, другой активной деятельностью, которая бы отвлекала его от желания сидеть в сети. Напомню, что уже не один год ведомство организует уроки, на которых рассказывает обо всех угрозах и опасностях, связанных с интернетом. В этом вопросе очень важно действовать заодно».
9. Выдавать тетради должна школа, а не покупать родители.
На вопрос мамы двоих детей, преподавателя английского языка, о рабочих тетрадях, которые многие вынуждены докупать к комплектам учебников за существенные деньги, министр категорично ответила, что это не должно быть проблемой родителей.
«Если школа включает рабочие тетради в обязательный перечень, то должна его обеспечить. Если есть 100% необходимость в рабочей тетради, то ее должна предоставить школа, если нет, то процесс может вестись без тетради, – пояснила позицию министр. – Учебники и рабочие тетради образовательные учреждения должны закупать централизованно за счет бюджета, а не требовать деньги с родителей».
10. Бесплатным питанием в школах должны заниматься власти регионов.
На вопрос о бесплатном питании Васильева переадресовала решение региональным властям, приведя в пример Московскую область, где из областного бюджета кормят в школах сирот и учеников из многодетных и социально неблагополучных семей.
«Меры поддержки предусмотрены для многодетных семей, семей с небольшим достатком и для других категорий льготников, в остальном – каждый регион решает сам. Понимаю, что тяжело, но нужно попытаться использовать опыт Московского региона для решения этой проблемы», – сказала глава Минобрнауки РФ.
11. Отдых детей должен быть безопасным.
В ответ на вопрос о безопасности летнего отдыха после событий на Сямозере от родителей из Республики Саха министр образования и науки пояснила, что ведомство три летних месяца считает не просто каникулами, а дополнительным образованием, в организации которого самое важное – безопасность.
«Сделаем всё возможное, чтобы подобное не повторилось, – заверила Васильева. – По поводу же конкретно события на Сямозере – там много проблем в одной точке собралось».
12. Нужно сократить объемы школьной документации.
Ольга Васильева уже не раз публично заявляла о необходимости сокращать бумажную отчетность в школах.
«Бюрократизация школы входит в число самых главных проблем российского образования. Между тем работа учителя – вовсе не работа с отчетностью, а прежде всего творческий процесс. Надо максимально освободить его от лишних бумаг. Заботу об учителе я считаю своим главным приоритетом на новом посту».
13. Учитель не нуждается в защите.
Уже после известия о ее назначении министр успела заявить о том, что настоящий учитель не нуждается в дополнительных правовых нормах в части защиты его чести и достоинства.
«В России существует Конституция, которая защищает нас, а также правовая основа закона «Об образовании». У нас есть правовое поле. Дополнительная защита нам не нужна, – заметила министр. – Что нам нужно изменить, так это отношение общества к служению учителя. Должно исчезнуть понятие «услуги образования». Должно у нас, у самих учителей уйти представление, что мы оказываем услуги. Мы воспитываем будущее поколение страны, я уже неоднократно это говорила… Нам не нужны дополнительные меры защиты… Всё зависит от нас, а не от того, кто нас должен защищать».