«Меня здесь никто не учит» – плакала девочка. Почему ученики, родители и учителя финских школ недовольны реформой образования
«Лучшее – враг хорошего» – эти слова в полной мере отражают, с точки зрения многих школьников и родителей, нынешнюю реформу финской школы. Еще 10 лет назад школы этой страны были самыми передовыми в Европе, а ученики показывали высочайшие результаты в международных тестах PISA на умение применять свои знания в жизни. Что произошло и почему в Финляндии все больше недовольных школьной реформой?
Финский учитель – высокооплачиваемая и почетная профессия. В школе работать престижно, сюда приходит очень много молодежи. На некоторые вакансии огромный конкурс, до 100 человек на место. Директор обязан вывесить вакансию на общем агрегаторе, и в течение двух недель все желающие смогут с ней ознакомиться и подать свои заявки, которые приходят даже из самых дальних уголков страны.
Еще сложнее занять место директора школы. Нужно сдать экзамен по школьному и общественному законодательству, желательно пройти курсы руководителей и окончить специальный курс в университете.
В школе обязательно есть свои психологи, социальные педагоги, тьюторы, медики. Школы даже небольших финских городов и поселков очень хорошо оснащены. Но небольшая Финляндия не хочет на этом останавливаться. Решено реформировать финское образование и приблизить его к потребностям рынка труда.
Реформа по-фински
В 2017 году было решено сделать больший акцент на самостоятельность учеников. Отныне они вольны выбирать не только предметы школьной программы (это было и раньше, когда из 17 предметов старшеклассники выбирали набор из шести дисциплин), но и получать индивидуальные задания на неделю и сдавать контрольные и зачеты в те сроки, о которых они договорятся с учителем.
Не всем это по плечу. Четыре жалобы учеников было подано в Региональное управление правительства Южной Финляндии. Их суть в том, что новый закон о базовом образовании потерпел неудачу.
Айно Пиронен поступила в школу New Pontus в Лаппеенранте, специально построенную, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности школьников.
В такой школе нет классов в нашем российском понимании, книг в школьной библиотеке и уроков для классов одной параллели. Нет гардероба, а есть личные шкафчики.
90 учеников собираются в начале дня в огромном помещении – «Рыночной площади». Здесь комфортно и красиво, полукругом расставлены мягкие кресла. Но вот как вести урок для такого количества детей? А уроков в обычном смысле слова здесь нет вообще.
После того, как дети и учителя пообщались, школьникам раздают индивидуальные планы. Можно расположиться в уютном уголке за ширмами в мягком кресле или даже лечь на матрасик, открыть свой ноутбук и начать работать по собственной программе.
Изменилась и школьная программа. Уже в начальной школе дети должны привыкать сотрудничать со школьниками разного возраста, уметь помочь детям с особыми потребностями.
Их родители работают в офисах open space, и дети тоже, начиная с младшей школы, привыкают к такой обстановке. Зачем это малышам?
Ведь даже многим взрослым, привыкшим к небольшим кабинетам, поначалу бывает некомфортно в общих открытых офисах.
«Дети же потом, когда вырастут, будут чувствовать себя в них, как рыба в воде» – считают идеологи финской школьной реформы.
Яри Лару из Исследовательского отдела образовательных технологий в Университете Оулу одобряет порядок, при котором каждый ребенок действует по своему индивидуальному плану.
По словам Оути Сусимаа-Лайтинена из Pontus School, задача учителей – убедиться в том, что в еженедельном плане школьника достаточно интересных задач и что ребенку интересно учиться.
Учителя могут уединиться в отдельных кабинетах со стеклянными перегородками и наблюдать за детьми. Физкультура, конечно, обязательна для всех. Финны очень спортивны, и все школы оснащены превосходными стадионами.
Во время получасового перерыва в середине дня ребята выбегают на улицу, где оборудованы прекрасные площадки и тренажеры. Столовая с вкуснейшим обедом также в их полном распоряжении.
«Я хочу в свою старую школу!»
Казалось бы, в новой школе предусмотрено все для гармоничного развития детей. Но шестиклассница Айно Пийронен, проучившись здесь с начала учебного года до Рождества, стала просить перевести ее в старую школу (к счастью, их никто пока не закрывает). «Меня никто здесь не учит» – жаловалась она маме.
У девочки есть легкие проблемы с памятью из-за неврологических проблем в раннем детстве. В помощи, конечно, ей в школе никто не отказывал, было и хорошее медицинское сопровождение. Но Айно было очень некомфортно, когда 90 ребят собирались сначала в общем зале, а потом разбредались кто куда со своими ноутбуками.
Еще хуже для нее было придерживаться своего индивидуального недельного плана. Возможно, с этими проблемами столкнулись и не большинство школьников, но совершенно точно не одна Айно.
Когда родители обратились в школу, их уверили, что все в порядке. Катри Курронен, ректор Pontus School, убежден, что ученики всегда могут обратиться за помощью к учителю и куратору по любому вопросу. Но ведь есть дети, которые стесняются, не могут преодолеть стресс, подойти к учителю и задать вопрос.
В ходе полугодовой аттестации выяснилось, что по финскому Айно успевает на 5 по 10-балльной шкале, а по математике и вовсе не смогла решить половину задач.
«Не может быть, что это мои оценки!» – расплакалась девочка.
Она не справлялась с заданиями и не успевала или забывала в срок сдавать контрольные работы. В результате самооценка Айно снизилась, считает ее мама Катя.
Сменив школу на традиционную, Айно вновь почувствовала себя в своей тарелке, ее оценки улучшились. Ей стало более комфортно работать в классе и выполнять задания учителя.
Индивидуальный план – непосильная задача
Ану Лильестрем, директор по образованию в Лаппеенранте, считает, что изменения не так сложны для детей, как для их родителей. Справедливости ради надо сказать, что школа Pontus School получила и немало положительных отзывов от детей и родителей.
Но многие родители все же сошлись на том, что составление индивидуального плана и самостоятельное его соблюдение – слишком сложная задача для ученика младших классов. Даже старшеклассникам не всегда под силу выбрать то, что им действительно интересно. С ними работают психологи, они заполняют многочисленные анкеты. А тут свою собственную траекторию развития должен выстраивать еще маленький ребенок.
Еще одна проблема – сроки сдачи проверочных и контрольных работ. Дети сами должны не забывать сдавать тестовые задания вовремя, а Айно и некоторые другие ребята сплошь и рядом забывали это делать.
Однажды Айно со своим одноклассником увлеченно работали вместе над одной экологической проблемой. Ее на самом деле волновал этот вопрос, и ребята сделали отличную работу. Но сдали ее в понедельник, когда и узнали, что срок подачи работы истек в пятницу, и получили «незачет».
Другое дело, если бы сроки сдачи тестов вывешивались на доске объявлений или были записаны в системе обмена сообщениями Wilma, где бы их видели школьники и их родители. Так обычно и делается во многих начальных, средних и старших школах Финляндии (по крайней мере, так было раньше), и это правильно, уверена мама Айно.
Трудно сказать, справедливо ли это требование родителей Айно. По словам Катри Курронен, директора школы Pontus, еженедельный план постепенно внедряется в школе – по мере того, как ученик узнает о самоконтроле. По его словам, ученики забирают свои еженедельные планы домой для просмотра, что позволяет родителям следить за прогрессом ребенка. «Это ключевая цель для новой учебной программы, которая необходима для будущей трудовой жизни», – говорит Курронен.
Больше учителей
Главная цель самостоятельного обучения – подготовить ребенка к жизни и к работе в новых условиях. Они должны сами больше думать о том, как занять себя, как создать рабочее место под себя, а не встраиваться в уже слаженные рабочие коллективы. С этой точки зрения новые школы – идеальная система, которая приучит с раннего детства к такой самостоятельности.
Другое дело, что в таких школах и подход к ученику должен быть другим, более индивидуальным. В начальных и средних классах должен быть один учитель на 18 детей. Для старших школьников – один учитель на 20 детей. «К детям с особыми потребностями, разумеется, должен быть индивидуальный подход», – считает Яакко Сало, руководитель отдела развития OAJ, профсоюза в области образования. Он уверен, что реформа будет успешной, если дети с особыми потребностями по здоровью будут заниматься с психологом и личным куратором.
Учителя тоже недовольны
Хели Мякисало, учительница по рисованию, живущая в Котке, работает в школе в Хельсинки. Поездка на автобусе занимает два часа. Но работа ей нравится, и она каждый день проделывает такой неблизкий путь до школы. Раньше у нее, как и у других учителей, была поурочная оплата. Теперь она зафиксирована в часах. Минимальное рабочее время в год – 1500 часов.
В итоге оплата упала примерно на 1000 евро в год, а у некоторых учителей и больше. Почему решили перейти к новой схеме оплаты? Дело в том, что работа учителя в новых условиях – это и подготовка уроков, встреч, тренингов, то есть работы стало на самом деле больше. Многие учителя не довольны таким положением дел – не тем, что приходится больше работать, а тем, что оплачивается этот труд, с их точки зрения, несправедливо.
Олли Лууккайнен, председатель профсоюза работников образования, не согласен с тем, что зарплата учителей снизилась. По его расчетам, она, наоборот, выросла на 3%.
Не слишком ли многого хотят от детей
Многие родители обеспокоены новой школьной реформой и по той причине, что раньше школы этой страны действительно были лучшими по многим показателям в Европе, а сейчас могут сдать позиции.
«В Финляндии у нас была самая эффективная школьная система в мире. И теперь мы от нее отказываемся?» – возмущены они.
Действительно, от добра добра не ищут.
Детский психиатр Терхи Аалто-Сетяля из Национального института здравоохранения и социального обеспечения очень рад тому, что эти проблемы широко обсуждаются в обществе.
– Многие взрослые недостаточно самостоятельны, что уж говорить о детях в начальной и средней школе? Дети должны сами искать себе место, вставлять наушники, чтобы сконцентрироваться на своем личном задании, вовремя сдавать тесты. И почему они не могут обучаться в обычном классе, а должны работать в этом огромном пространстве, разве это комфортно? Не слишком ли многого мы от них хотим? Если предоставить малышу выбор, какую он хочет сделать задачу – сложную, средней сложности или легкую, наверное, он выберет не самую сложную.
Ему возражают, что этого требуют не учителя, а сама изменившаяся действительность. Мы должны подготовить детей к конкурентному миру, и не просто к выживанию в нем, а к тому, чтобы найти там свое достойное место.
Маргарита Кобеляцкая по материалам yle.fi