Главная Культура Искусство Кинематограф

«Меня зовут Серёжа» – житие преподобного Сергия глазами ребенка

О том, как снимали документальный фильм о преподобном, почему актеры крестились двумя перстами и о мишке-плотнике по кличке Степа
Премьера документального фильма для детей «Преподобный Сергий Радонежский» состоится 8 октября в 12:00 на канале «Россия-Культура». Режиссер: Михаил Елкин. Музыку к фильму написал митрополит Волоколамский Иларион. О создании фильма, о том, почему в роли ведущего выступает ребенок, удалось ли сохранить историческую правду, а также о поведении одного из «актёров» – мишки Стёпы рассказывает автор сценария фильма Ольга Любимова.


Этот фильм был придуман и снят по заказу благотворительного фонда «Сохранение духовного наследия преподобного Сергия Радонежского».

Меня страшно заинтриговала задача, которую поставила передо мной продюсер Юля Иванова. Нам нужно было сделать первый православный детский документальный фильм. Я с профессионального детства занимаюсь православной журналистикой. А последнее время пишу сценарии для документальных фильмов. А еще я мама двух детей. Так что для меня это был настоящий подарок. Три в одном.

Для начала нужно было написать настоящую повесть для детей. Не слащавую, не пошлую, честную. Конечно, для начала мы съездили и с группой, и с детьми в Троице-Сергиеву лавру помолиться преподобному. Там в книжных лавках лавры я накупила множество книг о Сергии Радонежском. Одни были чуть лучше, другие чуть хуже.

Если честно, легче после их прочтения мне не стало. Я просто не понимала, как переложить историю преподобного на язык документального, неигрового кино.

Позже я вспомнила, что в детстве любила читать книги писательницы Лидии Чарской. И среди произведений для девочек вроде «Записок гимназистки» у нее были очаровательные исторические повести, в том числе «Светлый отрок» о преподобном Сергии.

Так что «Светлый отрок» мне очень помог подобрать, как мне кажется, нужную тональность… Ведь если помножить сентиментальную и восторженную Чарскую на сухие житийные сведения, добавить много музыки, детей, живописи и конечно, настоящего медведя, то может получиться стоящее кино для детей.

Параллельно формировалась группа – замечательный режиссер Михаил Ёлкин, оператор-постановщик Илья Эмануэль… Теперь уже была целая команда. Ведь важно было решить, как нам снимать детский фильм, события которого происходили 7 веков назад. Нужны были очень аккуратные и интеллигентные реконструкции… Так на проекте появилась художник Наташа Левина. Ей предстояла сложнейшая работа.

Готовясь к съемкам, приходилась часами просиживать в Ленинской библиотеке. Снимать картину, события которой происходили 700 лет назад, – дело непростое. Надо было постараться максимально соблюсти историческую правду.

Детский фильм и историческая правда

Мы, чтобы не наделать глупостей, постоянно советовались с профессором МДА Алексеем Константиновичем Святозарским. Он стал нашим научным консультантом на этом проекте.

Понятно, что действия в нашей ленте происходили еще до никоновских реформ, значит, герои крестятся двумя перстами. И актерам нельзя ошибиться.

Где взять топор, чтобы показать, как преподобный рубил дрова? В «Леруа Мерлене» такие не продают… Где взять хотя бы кусок настоящей стены, а не сделанной из калиброванного бруса? Как клеить бороды, какой формы?

К тому же мы постоянно помним, что делаем именно детский фильм. А нам еще нужно и о Куликовской битве рассказать, чтобы это было интересно.

Фильм документальный, с игровыми элементами. Диалогов быть там не может. Можно себе представить, какой гомерический хохот стоял бы, когда кто-нибудь из духовенства или образованных мирян услышал бы, как преподобный беседует со своим братом Стефаном на современном русском языке. С другой стороны, было бы еще смешнее, если бы они говорили на псевдодревнерусском. Получился бы тогда вариант картины «Иван Васильевич меняет профессию».

Самая главная наша находка, на мой взгляд – история про современного мальчика Сережу, который живет в Сергиевом Посаде. Чем больше я читала литературы, чем больше мы со съемочной группой погружались в материал, тем становилось понятнее, что для современного ребенка в житии преподобного могут найтись ответы на многие сложные вопросы его детской жизни. Тут есть и дружба, и любовь, и детские обиды, и плохие оценки за учебу, и ссоры со старшим братом, и страшная кровопролитная битва, и страхи, и одиночество, и даже непонимание со стороны родителей. Вот вам и история семисотлетней давности, вот вам и житие преподобного…

Ну, а одна история с мишкой чего стоит? Я с детства помню, как еще в 80-е мы с папой ездили в ужасных старых электричках в Сергиев Посад, в Лавру, где я, затаив дыхание, рассматривала фрески, и особенный восторг вызывала та, где преподобный кормит мишку. Так что мишку нужно было снять обязательно…

Более того, в житии преподобного есть еще и очень важный момент, связанный с историей нашей страны. Нам предстояло рассказать о Дмитрии Донском, об огромном сражении, о Пересвете и Ослябе – монахах, которых благословили на кровопролитие ради защиты Родины.

Я ничего не понимаю в «патриотическом кино» и как там его надо снимать, чтоб растить здоровое общество. Но я точно знаю, что история Куликовской битвы и Троице-Сергиевой лавры – совершенна, пронзительна и духоподъемна… Одно удовольствие писать.

Я уже сказала, что сквозным персонажем нашей картины стал простой 10-летний мальчик Сережа из города Сергиев Посад. Именно ему предстояло рассказать детям о жизни преподобного. Простым мальчиком Сережей назначили мальчика Никиту и отправились на съемки.

Наш герой-ведущий живет обычной жизнью современного мальчика, колесит по городу на велосипеде и однажды попадает в Лавру. Знакомится там с иноком, они вместе ходят по монастырю и пытаются осмыслить удивительное житие преподобного Сергия.

«Меня зовут Серёжа»

Продюсер Юля Иванова разрешила нам невозможное. Не помню, у кого родилась идея. Фильм должен быть озвучен детским голосом. Сам мальчик должен рассказать нашим зрителям о Сергии Радонежском. Боюсь наврать, но по-моему, на это ушло 10 смен озвучки и часы тренировок с педагогом. Зато мы получили то, что хотели.

Картина буквально начинается со слов: «Меня зовут Сережа, бабушка говорит, что у меня самое красиво имя. Я живу в городе Сергиев-Посад. Весь наш город связан с именем святого преподобного Сергия». И именно мальчик рассказывает и про Куликовскую битву, и про чудесные исцеления, совершенные по молитвам преподобного… Глазами ребенка зрители смотрят на житие преподобного Сергия.

Так все встало на свои места. Появилась некая честность. Когда рассказ от лица ребенка – уже нет наигрыша и заискиваний взрослых перед детьми.

Более того, при работе над фильмом нам очень помог митрополит Иларион (Алфеев). Он написал музыку к картине. Очень приятно и почетно участвовать в работе, в титрах которой звучит – фильм Михаила Ёлкина и Ольги Любимовой. Композитор – митрополит Иларион (Алфеев).

Но участие владыки в фильме написанием музыки не ограничилось. В сценарии есть ряд сцен, которые невозможно снять. В том числе – фрагменты Куликовской битвы, какие-то смысловые моменты, когда нужно было объяснить, какую реформу в монашеской жизни произвел преподобный.

И мы попросили владыку Илариона сесть вместе с детьми и поговорить на те темы, которые обозначены в сценарии. Дети где-то отвлекали, где-то мешали владыке говорить, задавали «глупые», как казалось взрослым, вопросы. А в итоге беседа получилась интересной и доступной для детского восприятия, а главное – душевной и теплой. Этот разговор – тоже одна из сквозных линий нашей ленты.

Искать актеров для фильма было очень непросто: мы генетически меняемся, и трудно найти среди современных лиц такие, чтобы они хоть как-то визуально были близки к эпохе, о которой идет речь.

Да что там артисты, мы даже походящего медведя нашли не сразу. Один был слишком худой, другой – слишком грязный, третий – не мог работать без намордника. В итоге после просмотра восьми кандидатур выбор пал на Степу.

Степа оказался превосходным актером. Например, в одной из сцен картины за кадром мальчик Серёжа рассказывает о том, что медведь не раз приходил к преподобному, о том, что преподобный много трудился. А по видеокартинке режиссером было задумано так: медведь сидит (или стоит, как получится) рядом с актером, исполняющим роль препродобного, который работает топором. А Степа поставил две лапы на бревно, как бы помогая преподобному. Получилось очень трогательно. Этот милый кадр – Степин личный вклад в наш проект.

А вот погода, в отличие от Степы, нам не помогала. Зима была практически бесснежная, а в картине много именно зимних сцен. Нам приходилось засыпать огромные поляны снегом, который члены съемочной группы, начиная от директора, приносили на съемочную площадку со всего леса, расположенного вокруг места съемок (они проходили в подмосковном Нахабино).

Но главное, что все получилось. Конечно, всегда хочется что-то исправить, переснять, переписать… И это хорошо. Плохо, когда все, что ты делаешь, тебе нравится. Но ведь это только начало. Мы очень рассчитываем продолжить рассказ о святых вот в такой вот новой для всех нас форме…

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.