Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Лк. 16: 19—31
Сегодняшнее евангельское чтение — и о скорбящих, и о радости. Мне много лет было очень тяжело это Евангелие выслушивать и тем более самому читать в храме. Все справедливо, но не оставляет ощущение тяготы от окончательности решения.
Жил богатый человек. У него все было. Жил нищий человек на гноище, псы ему раны зализывали. И вот один попадает в ад, а другого ангелы приносят на лоно Авраама. И богатый человек, находящийся в аду, просит о том, чтобы бедняк Лазарь перешел и хотя бы краем пальца язык бы ему смочил, потому что нестерпимо жарко. И Авраам, отец народов, проявляет тут строгость. «Нет перехода», — говорит он. Нет ни того, ни другого. Нельзя ни от нас к вам, ни от вас к нам. Ничего из этого не получится.
А далее звучит то, на что я, например, много лет не обращал внимания. Только недавно это тронуло сердце: Евангелие этого богача ведь не считает плохим. Говорится, что он жил на земле роскошно, но не сказано, что он был злым или преступным. А следующее движение его души, когда Авраам говорит ему, что его страдание заслуженно и неизбывно, — прямо хорошее, бескорыстное движение. Он заботится о тех своих, кто еще ничего не понимает на земле. «Тогда, — просит он, — если можно, пошли Лазаря, пошли кого-нибудь из умерших, чтобы они моим пяти братьям сказали».
Дальше мы с легкостью можем продолжить разговор о самих себе. У нас много дел, работы, домашних попечений. И все то, что говорит нам Господь через пророков, а то и напрямую, для нас остается вчуже. И так далее.
Но сосредоточимся на просьбе евангельского богача: он заботится о своих, зная, что его собственная участь от этого никак не переменится.
И становится со всей очевидностью ясно, что он — не дурной. И жизнь его, неверная и грешная, обретает новый смысл: раскаянье в последний час. В час, может быть, не земной, но мы не знаем Божьего времени. Бескорыстное движение сердца показывает его как человека, не неугодного Христу!
Писание скрывает от нас, что случилось потом с этим богатым и Лазарем. Но мы понимаем, что жесткость и окончательность этого отрывка — еще ветхозаветные. Еще не распялся Христос, не сошел во ад, не воскрес. Это еще только будет. Еще только предстоит начаться новой истории человеческих взаимоотношений с Богом. Истории, где в наше сердце стучит вопрос прп. Силуана Афонского: разве будет хорошо тебе в раю, если ты знаешь, что кто-то находится в аду? Разве ты сможешь в подобной ситуации спокойно почивать?[1]
Тогда зачем читается это Евангелие? Для чего оно нужно? Чтобы нас настроить на строгий лад? Но Церковь и так это делает довольно часто. Чтобы напомнить нам о том, что мы должны правильно распорядиться земным временем? Но это, в общем, и так ясно. И без такой страшной истории, как история о богатом и Лазаре. Для чего это говорится? А говорится вот для чего, я думаю.
Мы очень часто забываем о том, во что мы были крещены. А апостол Павел говорит: «Если вы во Иисуса Христа крестились, вы в смерть Его крестились. Итак, будьте мертвыми греху, а живыми — Богу»[2]. Эти его слова читаются при совершении таинства Крещения.
И мы, если соблюдаем хотя бы отчасти заповеди Крещения, должны стараться дожить до такого состояния, когда грех станет физически омерзителен, как всякая нечистота. Тогда мы, будучи мертвыми греху и живыми в Боге, сможем и братьев своих предупредить о чем-то.
Исходя из собственного опытного знания, как мерзок грех и как радостно быть с Богом, мы можем сказать: берегитесь, будьте осторожны, это все не шутка, не игра.
Может так оказаться, что пропасть будет великой. И тогда уже ни туда, ни сюда… Но надеемся на великое милосердие Божие, надеемся на то, что Христос сделает нас мертвыми греху, а значит, неуязвимыми. В такой мере, в которой живущий человек может быть неуязвимым перед дьявольскими нападками. Чтобы быть подобными евангельскому богачу в его доброй заботе о тех, кто в ней нуждается. И не быть подобными ему в земном делании. И сподобиться быть со Христом.
Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»
[1] «Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир. Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви? Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко» (Архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан Афонский. Писания старца Силуана).
[2] Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6: 3—11).