Мерзавец на той стороне, или чем больше вложено, тем страшнее терять
Продолжая разбираться в анатомии сетевых войн, публицист Сергей Худиев задается вопросом: почему сторонам политического конфликта важно верить, что оппонент не просто неправ, а является законченным мерзавцем?

Политический спор от научного или даже религиозного отличает твердая вера в то, что оппонент – мерзавец или, по меньшей мере, дурак. Это уж так полагается.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Политические оппоненты должны быть не просто людьми заблуждающимися, это было бы понятно, но именно негодяями. Причем, что интересно, в вину оппонентам вменяется обычно ровно то, что вменяется себе в заслугу – пока мы тут воспеваем подвиги наших славных разведчиков, они там дошли до того, что оправдывают злодеяния их подлых шпионов.

Почему так важно верить, что оппонент не просто неправ, а является законченным мерзавцем? Этому есть причины.

Ученые, которые исследовали так называемые апокалиптические культы, заметили странную особенность в поведении их членов. Лидеры культов предсказывали скорый конец света, склоняя людей идти на суровые жертвы – отдавать все имущество, бросать работу и учёбу, отказываться от вступления в брак, посвящать все своё время и силы проповеди учения культа неприветливым внешним.

Наступал назначенный срок, и конца света не происходило, инопланетяне не прилетали, верные не возносились на небеса, короче, становилось ясно, что лидеры культа просто обманывали себя и других. Какая-то часть адептов, разочаровавшись, покидала культ, но какая-то оставалась верной, просто перенося дату на более поздний срок.

Оказалось, что чем больше сил, времени, имущества люди вложили – и, соответственно, потеряли – тем более они склонны оставаться в культе, несмотря на все свидетельства очевидного обмана.

Такова уж человеческая психология – люди склонны держаться за то, во что они вложились, и оправдывать сделанный ими выбор – независимо от его последствий.

Люди, которые уже поставили на определённую лошадь, выражали гораздо большую уверенность в том, что она придёт первой, чем те, кто только шли к кассе. Люди, которые прошли дорогостоящие тренинги или купили дорогие вещи, были уверены, что получили огромную пользу и заключили удачную сделку.

То же самое происходит, когда люди инвестировали в какую-то политическую позицию – их уверенность в ее обоснованности гораздо сильнее зависит от серьёзности их вложений, чем от серьёзности доводов в ее пользу.

Люди не пересматривают свои решения исходя из новой информации, а фильтруют информацию так, чтобы она подтверждала их решения.

Как сказал один политический деятель, «я всегда открыт к новым данным, подтверждающим мнение, которое у меня уже есть». Это звучит как шутка – но исследования психологов подтверждают, что человеческая психика работает именно так.

Люди охотно верят сообщениям, подтверждающим их уже сложившиеся убеждения, делятся ими в социальных сетях и стараются привлечь к ним наибольшее внимание – в то время как сообщения, которые не укладываются в их картину мира, игнорируются или отвергаются как недостоверные.

Люди, которые придерживаются других убеждений, смотрят на это со стороны – и изумляются тому, до какой степени намеренной слепоты, зомбированности, лицемерия и идиотского упорства в явной лжи могут доходить их оппоненты. С ними явно что-то не так – их, наверное, опоили колдовским зельем, зомбировали 25-м кадром, подкупили за огромные деньги или запугали страшными пытками. Если это не так, то остаётся самое простое объяснение – они просто крайне дурные люди, подонки и негодяи.

Нет – они не негодяи. Они точно такие же люди как мы, с точно так же функционирующими психологическими механизмами самооправдания. Механизмами, которые работают примерно одинаково у всех людей начиная с Адама – независимо от их конкретной политической позиции, национальности или гражданства.

Способность отдавать себе отчёт в том, что мы склонны действовать именно так, может спасти нас от некоторых явных ловушек – а может и не спасти. Иногда мы проваливаемся в них, даже прекрасно зная об их существовании.

Но всегда стоит о них помнить – начиная с того, что да, в других людях это манера игнорировать очевидные и хорошо подтвержденные факты, когда они их не устраивают, бросается в глаза, в нас самих – нет. Это то, что видно со стороны. В моих глазах оппонент выглядит лицемерным, изолгавшимся негодяем – который, по своей крайне испорченности, отказывается в этом раскаяться. В его глазах точно так же выгляжу я.

Он (как и я) выстраивает себе картину происходящего, в которой он оказывается мудр, благ и прав – причем эта картина будет содержать частичную истину и опираться на ряд подлинных фактов. Он (как и я) ценит лояльность своему племени (этническому или политическому) и в его картине мира его племя будет обладать той же бесспорной правотой, что и мое – в моей.

Терминология будет подбираться так, чтобы отражать исключительно нужную точку зрения – с четким различием между славными разведчиками и подлыми шпионами, и подбором фактов, которые должны подтвердить уже принятые взгляды.

И тут выясняется, что мерзавец и подонок на той стороне так же сильно, как и я, уверен, что его дело правое. В глубине сознания начинает шевелиться какая-то страшно неприятная мысль – вот этот мерзавец и подонок может быть уверен, что он хороший человек и что его дело правое. Искренне. Вдруг…

Нет, нет, это он за деньги! Или со страху! Он вообще зеленый черт с рогами! Не может же он быть подобным мне человеком – ведь тогда и я могу оказаться подобным ему человеком! Нет! Никогда! Он какое-то исчадие ада, его вывели в лаборатории…

Но правда – если мы осмелимся на нее взглянуть – состоит в том, что он просто подобный мне грешный человек. А я – подобный ему. И у нас не космическая битва добра со злом, а просто очередное обострение хаоса, учиненного на этой многострадальной планете бедными, ослепленными грешниками.

И что нам стоит искать оправдания и спасения не в безупречности наших решений и не в правоте наших воззрений – а в Господе нашем Иисусе Христе. Мы все неправы – и ищем спасения у Единственного, кто прав. А потом надо будет посмотреть на факты оппонента и вообще его картину – и осторожно двинуться навстречу реальной картине, которая, совершенно точно, не будет устраивать ни одну из сторон.

Но именно исходя из нее, можно что-то сделать. Для начала – перестать считать людей на той стороне зомбированными идиотами или мерзавцами.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.