Я недавно крестилась. Друзья говорят, что теперь надо воцерковляться, то есть ходить в храм, исповедоваться, причащаться, найти своего духовника и свой приход. Но ничего этого делать не хочется. Меня отпугивают православные женщины в платках и юбках до пят. Таких часто можно встретить не только в храме, но и просто на улице, и глядя на них, я понимаю, что не хочу становиться похожей на них. Неужели для верующей женщины так важно носить юбку? Татьяна
Отвечает настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Красногорске, благочинный Красногорского округа протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ:
— Уважаемая Татьяна. Несколько лет назад вышла отличная книжка Владимира Легойды «Мешают ли джинсы спасению?». Прочитав ее, все поняли, что нет, джинсы не мешают. А юбка? Длинная бурая юбка без разреза мешает? Об этом еще никто книжку не написал. Поэтому попробую вам ответить.
Недавно я встретился с другом юности, а ныне известной журналисткой, крестившейся лет тридцать назад в сознательном возрасте. Она делилась со мной своими трудностями, внешними и внутренними. В ответ я высказал мысль, что причина ее тяжелого душевного состояния отчасти в обстоятельствах жизни, а отчасти в том, что она хотя и верует в Бога, но по своей вере не живет. Тогда моя друг-собеседница воскликнула, что не чувствует потребности надеть юбку до пят и серый свитер.
Я ответил ей: «Да я не имел в виду одежду!» Одета она была, кстати, скромно. Дальше мы с ней поговорили о смысле христианской жизни. Но почему она с самого начала заговорила о юбке? Ну ладно какой-нибудь человек, поработавший в храме или монастыре, которому недостаточно культурные члены общины навязывали местный дресс-код. Или девушка, попавшая на исповедь к излишне строгому монаху, считающему уместным всех одеть в подрясники. Но с моей-то собеседницей ничего этого не было!
Другой пример на ту же тему. У нас в храмах раньше были (не знаю, есть ли сейчас) старушки, в глаза ругавшие людей, которые вели себя в церкви не так, как по их мнению следовало. Один замечательный, ныне покойный, архипастырь назвал таких старушек «православными ведьмами». Почему столь строго? Почему не «дурами»? Почему не «хамками»? «Ведьма» — очень серьезное обвинение. А ведь этот архипастырь сам ни разу, я думаю, ни с одной «православной ведьмой» не сталкивался.
Дело в том, что все мы — даже лучшие и умнейшие из нас — подвержены идеологическим штампам и модам. Долгое время держалась мода ругать старушек, которые ругаются в храмах. Они ругают нас, а мы — их. Они нас — грубо и в глаза, мы их — тонко и за глаза.
Конечно, церковных сотрудниц нужно воспитывать, чтобы они не обижали прихожан; конечно, это обязанность в первую очередь настоятеля. Нужно и других пожилых прихожанок воспитывать. И молодых прихожанок. И прихожан мужского пола. И себя самих. И на это у нас уходит вся жизнь. Поэтому будем к себе строги (не до отчаяния, помня о милосердии Божьем), а ко всем будем снисходительны. И с любовью относясь ко внешним, стараясь, чтобы ничто не мешало им прийти в Церковь, будем с любовью относиться и к тем, кто уже в Церкви. Они-то ведь тоже наши. Уча их мягко обращаться с людьми, не лишим их самих нашей любви.
А что касается дресс-кода, для того, кто не знает ничего о внутренней, духовной жизни, естественно все внимание обращать на внешнее. Христиане же знают, должны знать, что главное — это сердце человека, а не то, как он выглядит. Поэтому не нужно всех женщин стараться переодевать в длинные юбки, но по той же причине не нужно всех переодевать и в брюки.
Помню, когда я, крестившись в возрасте 27 лет, только начал церковную жизнь, мне очень понравилось ходить в косоворотке. Так я везде и ходил: в голубой «русской» рубахе с матерчатым пояском, в простых штанах, туристических ботинках, бороде и шевелюре вокруг зреющей лысины. Но духовный отец (протоиерей Георгий Бреев, нынешний духовник епархии города Москвы) мне не делал на эту тему замечаний.
Однажды, мы с ним ехали в метро, спокойно разговаривали, и я как-то сам почувствовал, что ему должно быть неловко сидеть рядом с такой яркой фигурой. Наверное, ему действительно было неловко, но он тогда мне ничего не сказал и виду не подал. И правильно сделал, потому что важно не то, чтобы неофит во что-то переоделся, а чтобы он сам почувствовал: ни косоворотка, ни фрак, ни пиджак не приближают его к Богу и не удаляют.
Поэтому люди, которые всех хотят нарядить в «православные» юбки, думая, что в этом главное, — ошибаются. Но и те, кто с презрением смотрят на мешковато одетых сотрудниц некоторых приходов, тоже ошибаются. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). Не пища и питие, не платок и не шляпка, не джинсы и не юбка.