Единицы задумываются над тем, насколько решения правительства, к примеру, в Испании, где оно многократно показало свою некомпетентность, во-первых, — своевременны, во-вторых — эффективны, во-третьих — пропорциональны. Думаю, что скоро к тем сотням тысяч людей, которые вышли в Мадриде на демонстрацию 8 марта — за шесть дней до введения чрезвычайного положения — обратится президент правительства, которое дало зеленый свет на многотысячное собрание вопреки рекомендациям эпидемиологов, и скажет: «Вы все победители, вашим общим усилием по самоизоляции мы достигли победы». И они будут аплодировать сами себе: «Да, мы победители».
Между тем, спад эпидемии может быть следствием естественного ослабления инфекции, а не грамотных решений властей. Тесты, массово закупленные в Китае, оказались непригодны. Около 15 процентов медицинских работников были заражены коронавирусной инфекцией, не имея достаточных средств защиты, в то время как их экспорт в другие страны был прекращен только в начале марта. По заключениям медиков, судебных врачей и работников ЗАГСа официальная статистика смертей от Covid-19 занижена на 40–50 процентов, в Кастилье-ла-Манче власти обвиняются в троекратном занижении цифр. Вопросы на пресс-конференциях правительства проходят предварительную цензуру.
Что касается свободы вероисповедания — указом о чрезвычайном положении разрешено совершать богослужения, избегая скопления людей и обеспечивая их дистанцию на расстоянии в один метр друг от друга. Тем не менее, тот же указ не дает права гражданам перемещаться по городу для участия в богослужении. Стоять в храме можно, а идти в храм — нет.
Государство предложило Церкви место в нише досуга
Подобная формулировка — скорее намеренное издевательство, чем недоработка юристов, составлявших документ. Многократно полиция прекращала православные, католические и протестантские богослужения даже тогда, когда требуемые условия выполнялись, выписывались огромные штрафы. Пощечины раздаются в открытую. Католический епископ Сан-Себастьяна был оштрафован на 600 евро за то, что мигрант, которого он отвозил к зубному врачу, сидел на переднем сиденье, а не на заднем, как полагается по нынешним правилам. Инцидент был мгновенно слит в прессу.
В свете этих событий, для меня особенно интересно, какую позицию в странах, где распространилась эпидемия, занимают христиане.
Я сам выступил с призывом, обращенным к русским людям, особенно пожилым, воздержаться в эти дни от посещения храмов.
Тем не менее, та легкость, с которой католическая Церковь в Испании отказалась от общественных богослужений еще до введения чрезвычайного положения, вызывает недоумение. Неудивительно, что государство еще до пандемии предложило Церкви место в нише досуга — того, без чего можно жить. Удивительно, как Церковь согласилась на эту роль без всякого сопротивления.
Приходское богослужение в православной Церкви в силу ряда обстоятельств зачастую предполагает скопление людей. Но католические священники после II Ватиканского собора могут совершать несколько месс в день. Их прихожане живут поблизости. Неужели нельзя несколько раз в день совершить мессу, ограничив количество молящихся, допустим, десятью? Это действительно более опасно, чем поход в магазин?
Впрочем, в некоторых епархиях общественные богослужения продолжают совершаться. Так, епископ Кордобы заявил, что для католика участие в богослужении есть «базовая необходимость», а потому оно не противоречит указу о чрезвычайном положении, если совершается с соблюдением мер предосторожности.
Некоторое время назад был начат сбор подписей под открытым письмом католическим епископам, которые инициировали две американские католички. Письмо опубликовано на портале «Мы — люди Пасхи».
Вот его текст:
Епископы, мы, ваша верная паства, умоляем вас сделать все, что вы можете, чтобы облегчить для нас доступ к таинствам во время настоящего кризиса. Что-то ужасно неправильное происходит с культурой, которая оставляет открытыми абортарии и алкогольные магазины, но закрывает места для поклонения Богу. Несмотря на необходимость безопасности и сотрудничества с гражданскими властями, мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы иметь доступ к тому, что является насущной необходимостью для нашей духовной жизни. Мы явно не должны добровольно лишать себя таинств.
Епископы, мы просим:
- Ищите возможности для себя и священников совершать таинство соборования, в особенности в случаях смертельной опасности.
- Если государственные или местные власти запрещают священникам служение больным в больницах или домах, просите лично и формально представителей власти о том, чтобы это служение было разрешено, гарантируя, что будут предприняты все должные меры безопасности.
- Требуйте, чтобы светские власти признали богослужения служением первой необходимости.
- Требуйте, чтобы светские власти разрешали такие мероприятия, как совершение мессы и участие в ней на автомобильных парковках, если они в настоящее время запрещены.
- Делайте все, что возможно, чтобы сделать возможным общественную мессу в какой-либо форме, в особенности на Пасху, и призывайте священников совершать ее.
- Совершайте общественную мессу сами, в особенности на Пасху.
- Делайте все, что возможно, чтобы найти безопасный способ преподавать Святые Дары, принимая необходимые меры предосторожности.
- Делайте все, что возможно, чтобы приходские храмы и святые места были открыты для молитвы и поклонения.
- Информируйте вашу паству о том, о ваших усилиях, направленных на то, чтобы таинства были в большей степени доступны.
Мы должны использовать те средства, которые даны Нашим Господом и Богом Иисусом Христом и Его Святой Католической Церковью для того, чтобы противостоять злу в этом мире. Епископы, наши духовные отцы, должны занять активную и публичную роль в том, чтобы принести в наш израненный мир благодать таинств, которая позволит нам пережить пандемию Ковид-19.
Мы уверяем Вас в наших горячих молитвах и приношениях.
У этого письма есть два главные смысла. Во-первых, оно — пример того, как Церковь может говорить «снизу», а не энцикликами «сверху». Во-вторых, оно не сводит благополучие человека к его физическому здоровью.
Антидот против страха и уныния
В сегодняшнем мире воздействие эпидемии и изоляции на психику и внутреннее состояние людей воспринимается как нечто вторичное. В той же мере для меня очевидно, что от психических и эмоциональных повреждений человек восстанавливается гораздо хуже, чем от коронавируса. Очевидно, что первичный удар по эмоциональному равновесию людей будет многократно усилен настоящими и грядущими экономическими сложностями. Мы неизбежно столкнемся с тем, что эти повреждения будут иметь коллективный и, в ряде случаев, необратимый характер. Позволительно ли игнорировать эмоциональное, духовное состояние людей?
В этом смысле, для христианина важность участия в богослужениях и, прежде всего, в Евхаристии, не может недооцениваться. Именно в эти трудные дни храмовая молитва — это колоссальная поддержка и утешение. То, что происходит в храме — это действенный антидот против страха и уныния. Не может, не должно быть такого, чтобы человек, погруженный в тревогу и неопределенность, пришел в храм, и оказался лишенным таинств и богослужения. Не может быть такого, что Божественная Литургия совершается лишь для клирика, который ее совершает.
«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк. 11.11). Да, христианство не сводится к обряду, к «хождению в Церковь», но оно и не является умозрительной доктриной. Поэтому, с одной стороны, служить как и прежде, ничего не меняя, и косить волшебную трын-траву, делая вид, что мы в домике — это не выход. С другой стороны, когда кругом обнуляется доверие и совесть, Церковь не может сама взять и обнулиться. Храмовый труд священника не может быть приравнен к работе массовика-затейника, работника Диснейленда, без которого можно обойтись до лучших времен.
Принципиально вопрос стоит так: кто есть человек? Какие у него есть нужды, кроме продуктов и туалетной бумаги? Готова ли Церковь принять — пусть на время — предложенное государством видение человека как бездушной биологической единицы?
Возможно, имело бы смысл создать краткий богослужебный чин, который бы позволял причащение запасными дарами ограниченного количества прихожан в храме в течение недели. Это могло бы быть не индивидуальное, а общее, соборное действо, которое по своей сути было бы ближе к обеднице, чем к существующему чину причащения индивидуального больного. Власть должна позволять выход из дома на такие богослужения в ближайший храм так же, как выход в магазин. Это базовая, жизненная необходимость для многих людей, а не развлечение и не досуг. Самое важное: Церковь должна защитить их нужды и права. Никто не должен чувствовать себя преданным.
А пока, находясь в центре циклона, я вижу больше ошибок, чем правильных решений, и если бы «запад» и «восток» реально существовали, то на данный момент в проигрыше были бы и один, и другой.