Чем объяснять всё происходящее с нами? Только случайностью? Только Промыслом Божиим? Или возможен третий вариант? Размышляет игумен Нектарий (Морозов).
Любая крайность — признак определенной ограниченности: мышления, чувствования, кругозора. Любая крайность вредна, особенно же в том, что имеет отношение к жизни нашей души, к нашим взаимоотношениям с Богом.
И вот две такие вредные и очень распространенные крайности. Одна присуща в большей степени людям неверующим совсем, но и слабо-, маловерующим — тоже. «Все, что происходит, происходит само по себе, по естественному стечению обстоятельств. И Бог, Божия воля, Божий Промысл решительно ни при чем, все объясняется лишь естественными, всем известными законами».
Другая крайность, наоборот, отличает людей верующих и церковных. Все, что бы только ни случилось, мы неизменно пытаемся объяснить волей или же попущением Божиим. Причем неизменно силимся уразуметь: а почему именно Господь изволил это и отчего Он попустил то? Уразумеваем, конечно же, далеко не всегда. И когда кажется, что все же уразумели, то нередко ошибаемся. Отсюда — часто недоумеваем, скорбим и даже ропщем порой на Бога: ну как же так Господь устроил, почему, зачем?!
Мне думается, неверно все это… Какое-то странное небрежение по отношению к дару свободы, забвение о нем. Господь предоставил нам самим право выбора, как поступать, что делать и чего избегать, к чему стремиться и от чего удаляться, спасаться и погибать, в конце концов. И правильно ли разве постоянно пытаться переложить ответственность за все происходящее на Того, Кто ждет ответственного отношения к жизни от нас? Есть предведение Божие — всего, в том числе и нашего произволения. Есть основанный на нем Промысл Божий. Но есть и реализация нашей свободы. И не только нашей, разумеется, но и каждого человека.
По улице идет наш знакомый, из-за угла вылетает машина, сбивает его и вот — нет уже того, кто был нам дорог. Он предстоит пред Судией своим.
Появился на свет ребенок с врожденным заболеванием. Родители беспокоились, спрашивали врачей в перинатальном центре, что делать, но те успокаивали: «Не волнуйтесь, это само пройдет, если не сегодня, то завтра». В результате запущенная болезнь превратилась в хроническую патологию.
Судья при рассмотрении нашего дела проявил лицеприятие, поскольку польстился на дары противной стороны и погрешил в итоге против истины за предложенную ему мзду.
Проводка в доме загорелась, и начался пожар…
Как мы скажем о каждом из этих событий? Все это случилось, потому что такова была воля Божия? Что ж, с одной стороны это будет правдой, и останется лишь постараться определить, является эта воля, по авве Дорофею, «благой, благоугодной и совершенной», или же имело место лишь то, что мы называем попущением Божиим? Но есть риск, что, остановившись на этом, мы не увидим другой стороны, важной для нас — человеческой, собственно нашей.
Наш знакомый всегда переходил дорогу, где придется, был рассеян. А за рулем сбившей его машины сидел не умеющий толком водить, приобретший права, ни дня не ходив в автошколу, зеленый юнец, представитель «золотой молодежи». Удивителен ли результат?
Врачи сегодня очень часто невнимательны к своим пациентам, уровень подготовки специалистов падает, «просмотренный» в роддоме ребенок — далеко не редкость. И тут ничего странного, к сожалению, нет, скорее, закономерность.
Судей, которые судят судом праведным, много ли на земле нашей грешной осталось? На земле, где и малые крупицы правды как драгоценность воспринимаются? Чудно ли, что и в нашем случае выиграли те, кто воздаянием неправедным позаботились судью на свою сторону склонить?
Проводка старой была, ее давно следовало заменить, а мы все тянули, тянули, неизвестно, чего ждали. Вот и пожара дождались.
Все это, вышеперечисленное, совершенно естественно, объяснимо, прогнозируемо, наконец. Да, и оно, безусловно, находится в общем потоке Промысла Божия, ибо в нём вообще всё. Но не лучше ли, когда мы мучительно ищем ответа на бесконечные «почему», в случае скорбном, тяжелом для нас не возлагать все только на Господа, а осмотреться вокруг и увидеть, что на деле ответы очень просты и даже очевидны?
Господа же надо спрашивать о другом… О том, как и самое болезненное, горькое обратить на пользу, как усмотреть ее, сокрытую, уготованную Им для нас и в радостном, и в печальном, и в том, что представляется вообще невыносимым. Потому что это Ему точно угодно. Это и есть Его воля.