Может ли священник обсуждать с паствой острые проблемы общества, говорить о политике, разъяснять подоплеку резонансных событий? Или же Церковь призвана оставаться вне современного общественно-политического контекста, и говорить в храме нужно только о духовном и сокровенном?
О том, возможен ли в проповеди баланс «между небом и землей», говорят украинские священники – протоиерей Владимир Ровинский, настоятель храмового комплекса Почаевской иконы Божией Матери, г. Ковель, Волынская обл., протоиерей Владимир Тютенко, настоятель храма в честь святителя Луки Крымского, Винница, и клирик Иоанно-Усекновенского храма Харькова протоиерей Сергий Белянов.
***
Должна ли церковная проповедь касаться злободневных политических и социальных вопросов?
Протоиерей Владимир Ровинский:
– Темой церковной проповеди всегда был и остается Христос в контексте Евангелия, в разрезе благой вести о нашем спасении.
Однако это не означает, что церковная проповедь должна быть исключительно о «внеземном». Даже Бог не захотел совершить спасение человека вне его земного бытия. Поэтому сошел на Землю, принял нашу больную грехом природу, жил среди людских проблем и умер на Кресте от рук человеческих.
Очень хорошо поставлен вопрос – может ли касаться.
Именно касаться и только касаться должна церковная проповедь злободневных политических и социальных вопросов. Касаться так, как касаются ноги земли, когда идут к Небу. Касаться, но не углубляться, не опутываться, не становиться самоцелью.
Протоиерей Владимир Тютенко:
– Прежде всего, проповедь должна быть христианская, евангельская. А христианство не есть что-то оторванное от мира, от жизни человека. Поэтому, конечно, через призму евангельской истины возможна некоторая оценка происходящего в обществе. Но это должен быть именно евангельский, христианский взгляд на события в мире, на те проблемы, которые в нем есть. Это допустимо, возможно. Но не обязательно, что на каждой проповеди нужно говорить на подобные темы.
Проповедь заключается в том, чтобы священник учил людей по-христиански воспринимать себя и свои поступки, христианскому сознанию в отношении общества, семьи, друг друга. Всё это может быть предметом проповеди, и евангельские отрывки на воскресной Литургии могут давать повод говорить о том, как нужно относиться к социальным и политическим проблемам, а не только к личной духовной жизни.
Протоиерей Сергий Белянов:
– Церковь, как организация – это внутригосударственное образование людей, объединенное своими целями и задачами. В нашем случае – это ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА.
Люди, которые составляют Церковь, одновременно являются гражданами государства. Их, так же, как и остальных граждан страны, волнуют социальные, политические и экономические вопросы.
Кроме того, Церковь призвана защищать интересы людей, давая оценку взаимоотношений государства и человека, но делает это с точки зрения Евангелия.
Мнение Церкви формируется соборно, учитывая не только мнение священноначалия и прихожан, но и огромный многотысячелетний исторический и духовный опыт.
Могут ли священники с амвона высказывать оценку актуальным политическим и социальным событиям, происходящим в стране, и если да – то как именно?
Протоиерей Владимир Тютенко:
– Церковь может давать свою оценку, переживая за общество и людей. Это есть пастырское отношение. Пастырь беспокоится об овцах стада Христова. Поэтому, понимая, под каким информационным влиянием находятся люди, и что та или иная пропаганда может уводить людей от церковной жизни, пастырь должен оберегать свою паству и в некоторой степени разъяснять своим пасомым, что же происходит в обществе.
Но мы должны заниматься не политической и идеологической пропагандой, а проповедью христианства.
Христианская истина спасительна и благотворна и для мира, поэтому гражданское общество лучше строить на принципах христианской духовности и морали. И государство по-христиански должно относиться к своим гражданам. Даже людям неверующим нужно говорить, что обществу необходимо быть социальным, то есть – не бросать своих людей в беде, на произвол судьбы и на их личное выживание.
Также необходимо учить тому, как христианин должен относиться к обществу и государству, как ему оценивать то, что происходит в мире с точки зрения христианской истины.
Если же политические деятели, к примеру, применяют насилие в своих действиях и призывах, то мы говорим, что это не совместимо с христианством. Такие поступки приведут к еще большей беде, потому что это духовный закон – грех всегда ведет к страданию. Поэтому христианские заповеди попирать нельзя.
Протоиерей Владимир Ровинский:
– Даже при всем желании священника уйти от оценки происходящего в повседневной жизни его паствы, ему это не удастся. Он пастух – пастырь словесных овец Христовых. Священник ест, пьет и получает жалование благодаря погруженным в мирскую суету людям, которых он должен духовно окормлять.
Если та горняя жизнь, к которой пастырь зовет с амвона, будет отделена непроходимой смысловой пропастью от реальной жизни паствы, то он не сможет никого к ней привести. Но… в своих оценках актуальных событий священник не должен дублировать мирских аналитиков.
Если ему, слуге и последователю Христову, нечего добавить – пусть молчит. Если же он, используя амвон и словесные хитросплетения, умножает страсти и вражду среди людей – горе ему. Если же, оценивая происходящее, подражает Христу, изобличает грех и жалеет грешника – пусть будет услышан.
Протоиерей Сергий Белянов:
– Всё, что волнует современного человека, должно обсуждаться в храме, в том числе и происходящее за стенами храма – это условие живой проповеди. Но священник, говорящий с амвона, не имеет права говорить от себя лично. В объяснении Евангелия он руководствуется Богословием, поучениями святых отцов, а в оценке происходящего – соборным мнением Церкви. Такая мудрость необходима, так как никто не застрахован от личных ошибок и оценок. Священник должен выражать соборное мнение Церкви, так как находится на служении Богу.
Каждый священник перед принятием сана дает присягу, как в армии. Он клянется «Всемогущим Богом пред Святым Его Крестом и Евангелием в том, что желает и при помощи Божией всемерно будет стараться проходить служение во всём согласное со словом Божиим, с правилами церковными и указаниями священноначалия», и «во всяком деле своего служения иметь в мыслях своих не свою цель или выгоду, а славу Божию, благополучие святой Церкви и спасение ближних».
Что делать мирянину, если его личная гражданская позиция не совпадает с церковной или личным мнением батюшки?
Протоиерей Сергий Белянов:
– Такое возможно, и ничего страшного в этом нет. Каждый создан Творцом нашим со своей свободной волей. Если мнение человека не совпадает с мнением Церкви, он может оставаться при своем. Время всё равно покажет, кто был прав. Главное – не забывать, что мы приходим в Храм Божий для спасения души. Поэтому гражданская позиция человека в Церкви отходит на второй план.
Что делать с личным мнением такого человека? У него есть возможность обсудить спорные темы с духовником. В любом случае, это не повод оставлять храм и церковную молитву. Этому человеку нужно задуматься, постараться понять, почему Церковь занимает именно такую позицию в данном вопросе. Потому что если мирянин является частью Церкви, то у него должно быть и доверие к соборному голосу Церкви.
Протоиерей Владимир Ровинский:
– Насколько наше личное мнение соглашается с церковным учением, настолько мы являемся воцерковленными людьми. И наоборот. Церковь не требует от мирян беспрекословного соглашения с ее позицией. Ведь и Бог желает видеть нас свободными. Но степень совершенства нашей свободы проявляется в степени доверия Богу и Его Церкви. Что касается личного мнения батюшки – оно может и должно быть только его личным мнением. Но хорошо было бы, если бы его мнение, прежде других, согласовалось с мнением Церкви.
Протоиерей Владимир Тютенко:
– Церковь состоит из многих людей. Это единый организм, где каждый выполняет свою функцию. И каждая личность имеет свободу воли, и всякого человека ведет Господь Бог и подсказывает, как ему быть.
И хотя любой священник имеет свой взгляд на проблемы общества, совершенно не обязательно, что он об этом будет говорить, а тем более на проповеди.
Потому что у каждого – свой талант. Удел одного – молитва, ему не нужна общественная деятельность, чтобы молитва не разрушилась. Это его личный путь. А другому Господь дал талант проповеди, возможность заниматься общественной деятельностью на христианских принципах. Но внутри Церкви одни люди не должны противопоставлять себя другим и говорить, что вот, они делают правильно, а кто-то поступает неверно. Это прекрасно, что в Церкви есть и молчаливые люди, и те, кто может сказать. Вот она, полнота Церковная, где возможны и разные таланты, и служения!