Между Востоком и Западом. <Рецензия>: Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом
<Рецензия>: Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом / Пер. с франц. О. Николаевой; вступ. ст. А. Сидорова. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. 272 с.
Исследования западных богословов, особенно православных, редко встречаются на книжных прилавках при всем изобилии издаваемой и переиздаваемой ныне литературы. Каждая подобная книга, даже небезупречная, сразу становится явлением, тем более если она принадлежит перу серьезного ученого, признанного научным сообществом в качестве эксперта.
Именно таким явлением стало издание на русском языке книги известного православного богослова Жан-Клода Ларше “Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом”. Хотя труды Ларше переведены на многие европейские языки и выдержали в разных странах не одно издание, русский читатель получил возможность познакомиться с творчеством этого глубоко оригинального автора только сейчас.
Жан-Клод Ларше — автор более 20 книг, более 60 статей и около 200 рецензий для различных периодических изданий на французском, английском и немецком языках. В парижском издательском доме Cerf он руководит подготовкой серии “Византийское богословие”, а в сербском издательском доме в Лозанне возглавляет проект “Великие православные духовники XX века”.
Как пишет в своей вступительной статье научный редактор книги профессор Московской Духовной академии А. И. Сидоров, Ларше известен прежде всего рядом своих трудов, посвященных различным проблемам нравственно-аскетического богословия: “Исцеление духовных болезней”, “Богословие болезни”, “К вопросу об этике рождения”, “Бог не желает страдания людей”, “Жизнь после смерти согласно православному Преданию” и других. Излюбленным автором Ларше стал преподобный Максим Исповедник. Именно по его творениям французский ученый защитил докторскую диссертацию “Обожение человека согласно преподобному Максиму Исповеднику”.
Рецензируемая книга Ларше посвящена наиболее спорным и, по выражению А. И. Сидорова, “деликатным” проблемам наследия преподобного Максима. Это вопросы, которые стали “болевыми точками” в отношениях Востока и Запада и даже привели к разрыву церковного единства: проблема филиокве, вопрос о первородном грехе и проблема примата Римского папы. Французский исследователь тщательно рассматривает позицию преподобного Максима Исповедника по каждому из этих вопросов, раскрывая тенденциозность толкований многих католических авторов, стремящихся записать Преподобного в стан апологетов римской доктрины.
Так, в главе о примате Римского папы Ларше убедительно доказывает, что весь контекст миросозерцания преподобного Максима абсолютно чужероден этой католической концепции. Многое в позиции Исповедника, в частности защита папы Гонория, объясняется как конкретной церковно-политической ситуацией, которая сложилась в ту эпоху, так и личными свойствами Гонория.
Вторая глава, посвященная проблеме Адамова наследия, наверное, впервые представляет русскому читателю развернутую позицию преподобного Максима по этому вопросу. Ларше ясно показывает, что при внешнем сходстве этой позиции с учением блаженного Августина между двумя богословами наблюдаются принципиальные различия. Размышления преподобного Максима складываются в стройную и весьма оригинальную концепцию.
Книга Ларше удачно совмещает академичность с полемической заостренностью. Работая в преимущественно католической стране, автор с французской изысканностью избегает крайностей различных интерпретаций, стараясь с точностью уяснить мысль преподобного Максима. Ларше полагает, что именно творения Исповедника могут служить самым подходящим полем для встречи и диалога западной и восточной традиций.
Трудно себе представить, чтобы русское издание такого многопланового исследования было подготовлено идеально. И действительно, можно было бы упрекнуть издательский коллектив, готовивший книгу, в некоторых недоработках. Это касается в первую очередь библиографии и постраничных ссылок, а также не всегда удовлетворительного перевода.
Зато издатели постарались приблизить внешний вид книги к европейским стандартам: обложка с клапанами, изысканное оформление, тонированная бумага. Это первая книга из новой серии “Православное богословие”, открытой издательством Сретенского монастыря. В качестве ее продолжения заявлены труды митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия “Человек — носитель вечной жизни” и архиепископа Петра (Л’Юилье) “Правила первых четырех Вселенских Соборов”.