Начавшийся сегодня Архиерейский собор стал первым в истории нашей Церкви, с чьей повесткой общество смогло ознакомиться заранее. 16 декабря документы, разработанные профильными комиссиями Межсоборного присутствия, были опубликованы в сети, прочитать и прокомментировать их смог каждый: специально для этого был создан официальный блог Присутствия.
Межсоборное присутствие — новый консультативный орган, созданный около года назад для обсуждения церковных проблем в период между Архиерейскими и Поместными соборами. Свое название он получил по аналогии с Предсоборным присутствием 1906 года, просуществовавшим всего несколько месяцев, но заложившим основы реформ знаменитого Поместного собора 1917 1918 года. Организационно Присутствие состоит из множества комиссий — каждая из них объединяет ведущих специалистов в своей области. Задача комиссий — консультационная, они разрабатывают документы и постановления для соборного рассмотрения: Синод определяет темы, ставит задачи, профильная комиссия по его указанию приступает к первичной разработке проблемы: определяет общие черты будущего решения, привлекает сторонних экспертов. После утверждения документа президиумом Присутствия документ публикуется: в нашем случае на портале «Богослов.ру» — официальном информационном спонсоре Присутствия и в специально созданным блоге. Общественная дискуссия — это важная часть предсоборного процесса. Ответственные сотрудники суммируют «отклики», они должны довести результаты дискуссии по ведома членов президиума Межсоборного присутствия. Только после этого проекты смогут предстать перед лицом Архиерейского собора.
Одной из главных темой для активного обсуждения в блогосфере стала поправка «об исключениях» в документе, посвященном проблеме выдвижения духовенством своих кандидатур на политических выборах. В полном соответствии с традицией проект констатирует: «иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы власти любых стран и любых уровней», но тут же оговаривается, что «исключения из этого правила могут делаться… по соображениям крайней церковной необходимости». В этом случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви «определяет лиц для участия в индивидуальном порядке». По мнению ряда экспертов, эта оговорка делает бессмысленным запрет, заранее указывая на «обходной» путь. Другие напоминают, что в истории Церкви было множество благих прецедентов участия священнослужителей в органах власти, а если бы в начале 90-х не было запрета на участие в выборах, возможно, вся история современной России пошла бы по иному, более конструктивному пути.
Кроме того, достаточно бурную дискуссию вызвали и предложения относительно правил принятия христиан, возвращающихся из расколов в лоно Церкви. Свт. Василий Великий с некоторыми оговорками признавал крещение раскольников, равно как и крещения, совершенные в «бесчинных сборищах» — административных отделениях от Церкви, каковыми по-сути и являются многие современные раскольничьи сообщества. Это мнение свт. Василия традиционно транслируется во многих церковных документах и даже учебниках канонического права. Документ, принятый комиссией Межсоборного присутствия, предлагает читателю совсем иную богословскую концепцию, в соответствии с которой раскольников логично перекрещивать (как греки в свое время перекрещивали католиков), этот подход отказывает схизматиком в действительности крещения, даже совершенного с соблюдением всех «внешних» обрядовых правил. В принципе узаконивая практику перекрещивания, документ с оговоркой на «икономию» позволяет, чтобы не обижать раскольника, его «недействительное» крещение восполнять через прочие таинства Церкви, не повторяя крещального обряда. Эта мысль уже звучала в начале века из уст сщмч. Илариона (Троицкого), тогда с нею спорили патриарх Сергий (Страгородский) и позже прот. Георгий Флоровский.
Прочие документы не вызвали особенных споров. Среди новшеств — создание системы материальной помощи нуждающимся клирикам, вдовам и родственникам умерших священнослужителей, а также проект «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви» — этот документ впервые в церковной истории регламентирует способы участия Церкви в «информационных войнах», направленных против нее. Проект документа предостерегает от насильственных методов: «Непродуманное противодействие богохульным поступкам и выступлениям в публичной сфере может приводить к формированию в общественном сознании отрицательного образа Церкви» — обращая внимание на то что, ответ на богохульство должен зависеть от его мотивации: «реакция на несознательное богохульство, которое стало проявлением свободы мысли и убеждений» должна носить «миссионерский и катехизаторский характер», на сознательных же богохульников в крайних случаях документ предлагает подавать в суд.
Все эти документы получат окончательную силу и канонический статус только после рассмотрения их Архиерейским собором. Тексты утвержденных и принятых проектов будут опубликованы на официальном сайте Русской Православной Церкви: www.patriarchia.ru