Сегодня, 29 января, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось первое заседание президиума Межсоборного присутствия.
Межсоборное присутствие было учреждено Священным Синодом на заседании 27 июля 2009 года, проходившем в Киеве. Проект Положения о Межсоборном присутствии разрабатывала созданной Синодом Комиссии по образованию Межсоборного присутствия.
Летом 2009 года корреспондент портала «Правмир» Александр Филиппов встретился с секретарем Комиссии по Межсоборному присутствию иеромонахом Саввой (Тутуновым), который рассказал тогда о работе комиссии по образованию Межсоборного присутствия.
– Отец Савва, расскажите, пожалуйста, что такое Межсоборное присутствие?
– Это новое образование в Русской Православной Церкви. Оно будет создано по итогам дискуссии, имевшей место на последнем Поместном Соборе. Здесь обсуждалось много важных для текущей церковной жизни вопросов. Было очевидно, что мы не успеем не только вынести по ним какие-то взвешенные и соответствующие нуждам Церкви решения, а и просто их обсудить. Поэтому в какой-то момент дискуссии избранный Патриархом митрополит Кирилл предложил создать орган, постоянно действующий между соборами. В ходе его работы будут не только обсуждаться вопросы, важные для церковной жизни. Эта структура сможет фактически готовить основу для последующего обсуждения на соборах (причем не только на поместных, но и на архиерейских).
Это будет консультативный орган, и в его состав войдут епископы и клирики, миряне и специалисты в своих областях (например, в богослужении, в биоэтике, в церковном праве), просто опытные пастыри и миссионеры. Словом, люди, знающие церковную жизнь не понаслышке, способные компетентно обсудить вопросы, которые ставит перед Церковью современная жизнь. Предполагается самое широкое и свободное обсуждение, на нем будут присутствовать люди самых разных устремлений.
Готовится список людей, которые будут периодически собираться и обсуждать такие вопросы. Кроме того, между собраниями всех членов Присутствия будут работать тематические комиссии. На их заседаниях будут предварительно обсуждаться вопросы, вынесенные для рассмотрения на пленарном заседании Межсоборного присутствия. Далее последуют заключения, которые рассмотрят Священный Синод, Архиерейский и Поместный соборы.
– Как идет работа Комиссии?
– Мы сейчас в рабочем порядке формируем список участников Межсоборного присутствия. Кто-то войдет в его состав совершенно естественно – например, постоянные члены Синода, главы синодальных учреждений. В списке будут и опытные пастыри, хорошо знающие церковную жизнь. Мы ищем специалистов в своих областях, советуемся с представителями тех же синодальных учреждений. Предварительный список будет обсужден на Комиссии, а затем – на Синоде. Мы также готовим проекты концепции и регламента, которые можно обсудить на пленарном заседании подготовительной Комиссии, а потом уже и на Синоде.
Как мне представляется, помимо самого Межсоборного присутствия возможно самое широкое обсуждение церковных вопросов и в различных инстанциях. Например, вопросы могут быть отправлены на отзыв епархиальных архиереев, как это делалось в начале ХХ века, или для обсуждения на епархиальных и региональных съездах. Формы обсуждения могут быть самыми разными.
– Это будет постоянный орган?
– Как я уже сказал, предварительный список для первого созыва Межсоборного присутствия – в процессе составления. Но сказать что-то определенное о том, будет это постоянный орган или нет и каким будет его регламент, еще нельзя.
– Скажите, а Межсоборное присутствие является новым образованием или оно имеет аналоги в истории?
– С одной стороны, я бы сблизил это Межсоборное присутствие с Предсоборным присутствием, которое работало в 1906 году, было похоже на наше Межсоборное присутствие, также состояло из специалистов и обсуждало вопросы для вынесения их на рассмотрение на Соборе. С другой стороны, положение Церкви тогда было другим – регулярных соборов не было – и Предсоборное присутствие работало « вхолостую ». Предполагалось, что оно готовит предложения для грядущего Поместного Собора. Его все ждали, но он состоялся много позднее – в 1917–1918 гг. В итоге предложения Предсоборного присутствия были, скорее, благими пожеланиями.
Сегодня же отличие в том, что наша работа ведется из расчета, что в Русской Православной Церкви соборы проходят регулярно. Мы готовим общецерковный форум, на котором предварительно будут обсуждены важнейшие вопросы для дальнейшего их рассмотрения и принятия решений в иерархическом порядке на Архиерейском или Поместном Соборе.
– Сколько человек будет участвовать в Межсоборном присутствии?
– Тогда, в 1906 году, участвовало около 50 человек. Сегодня предполагается количество участников, исчисляемое трехзначным числом.
– Каков механизм взаимодействия этого органа и общества? Например, сможет ли простой человек принять участие в этой дискуссии?
– Как вы себе это представляете? К примеру, простой гражданин захочет участвовать в обсуждении принятия какого-то закона в государстве… Наверное, он может попытаться написать депутату свое мнение. И все. Безусловно, мы будем открыты для всех форм обсуждения, будем знакомиться с письмами, с дискуссиями в Интернете, будем учитывать различные мнения… Но реально работать в группе более чем из 20 человек уже будет трудно, а дискутировать в группе, насчитывающей 300–500 человек и больше, просто невозможно.
– Отец Савва, какие вопросы планируется обсуждать?
– Во-первых, это вопросы, поставленные на прошедшем Поместном Соборе. По ним, согласно его же определению, должна начаться общецерковная дискуссия.
Это были вопросы, касающиеся, в частности, Собора (какую роль он должен играть в церковной жизни), об участии Церкви в экуменических организациях, о миссии. Потом, я надеюсь, появятся и другие вопросы, поставленные как архиереями и клириками, так и мирянами. То есть формы постановки задач могут быть самыми разными, а уже на само Присутствие вопросы будут выноситься по получении отзывов Синода.
– Межсоборное присутствие создается в качестве общецерковного форума, а общение в Интернете, как мы знаем, является сегодня частью церковной жизни. Будет ли в какой-то форме вестись обсуждение в сети Интернет?
– Думаю, было бы неплохо создать свой ресурс с возможностью взаимодействия с посетителями. Но пока об этом рано говорить, потому что мы находимся в самом начале пути. Вопросы коммуникации будут решаться, но сначала надо создать само Присутствие, отработать формы его деятельности, состав, поставить задачи.
По ходу работы Межсоборного присутствия будут отлажены многие рабочие моменты. Думаю, это будет довольно гибкое образование, и в его работу можно будет, при необходимости, легко вносить изменения.
– Отец Савва, какие вопросы в Церкви сегодня самые важные, какие предполагается обсуждать на Межсоборном присутствии?
– Один из самых актуальных – вопрос о миссии , а также о воцерковлении людей, когда-то пришедших в Церковь, но не живущих церковной жизнью. Эти проблемы рождают много других вопросов – богослужебной и пастырской практики, образования, социальной работы.
– Собор 1917 года заседал больше года, и ему все равно не хватило времени для выполнения всей его программы. А последнему Поместному С обору, длящемуся три дня, было много даже этого времени… Почему, на ваш взгляд?
– Собор 1917 года Церковь ждала 200 лет, и готовился он около 15 лет. Поэтому была возможность обсуждения существования Церкви в новых условиях. А последний Собор готовился месяц и собирался преимущественно для избрания Патриарха. Кроме того, не забывайте, что Архиерейский Собор – это такой же Поместный Собор и на нем тоже обсуждаются актуальные вопросы церковной жизни. Напомню, что в 1905 году начались споры о том, как должен формироваться Собор. Тогда одни говорили, что на нем должны присутствовать только епископы, другие – что следует включить в его состав клириков и мирян. Однако априори не было утверждения, что Поместный Собор – это собор епископов, клириков и мирян. Но в результате Собора 1917–1918 гг. появилась именно такая терминология. То, что мы называем Поместным Собор ом, – это расширенная форма более традиционного собора – Собора архиереев.
Все упомянутые нами вопросы будут обсуждаться на соборах. На каких именно и с участием ли клириков и мирян – будет зависеть от важности вопроса.
– На какой период планируется заседание Комиссии?
– Пленарное заседание Комиссии состоится в начале июня, что будет анонсировано дополнительно. Она вынесет заключение, и Священный Синод примет решение о создании Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Об авторе:
Иеромонах Савва (Тутунов)
С 1996 г . по 1999 г . отец Савва обучался в университете Orsay – Paris XI, где в 1999 году получил диплом лицензиата высшей математики (Licence de mathеmatiques fondamentales). В 1999–2001 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1996 году был пострижен в мантию (с наречением имени Савва – в честь преподобного Саввы Сторожевского) экзархом западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата Архиепископом Евкарпийским Сергием. В 2001 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2005 году, защитив кандидатскую диссертацию на тему « Труды Поместного Собора 1917–1918 гг. по реформе епархиального управления и предсоборная о ней дискуссия ».
С 10 января 2006 года он сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 24 мая 2006 года был рукоположен Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в диаконы, а 19 августа 2006 года – в пресвитеры. С 1 сентября 2006 года – преподаватель Московской духовной академии, а также Московской духовной семинарии.
С 1 января 2008 года перешел на постоянное послушание в Московскую духовную академию. С 14 февраля 2008 по 31 марта 2009 года о. Савва нес послушание заведующего пресс-службой МДА. Входил в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (2009 года).
31 марта 2009 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен секретарем Комиссии по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
2 апреля 2009 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен секретарем Управления делами Московской Патриархии.
Беседовал Александр Филиппов