Александр Асмолов: «Индивидуальный план обучения Алисы Тепляковой — нонсенс!»
24 января. ПРАВМИР. Стало известно об отказе СПЧ от создания плана индивидуального обучения 9-летней Алисы Тепляковой в МГУ. Об этом сообщил изданию NEWS.ru завкафедрой психологии личности психологического факультета МГУ, член СПЧ РФ Александр Асмолов.
«У ребенка возникла резкая дисгармония между познавательным и личностным развитием, и сейчас главное — выработать подходы к мотивирующим средам, в которых бы Алиса развивала свою личность, а не перепрыгивала, как на трамплине, через те возрасты, в которых она может общаться со сверстниками, играть, заниматься исследованиями. Девочка перепрыгнула все эти этапы, и в результате ее развитие под угрозой, — подчеркнул профессор психологии.
Также в интервью изданию «Росбалт» (признано в России СМИ-иноагентом) Асмолов подчеркнул, что любые эксперименты над детьми крайне опасны, а в случае с Алисой речь идет не о вундеркинде, а о «дрессуре памяти».
«Куда так спешат родители? Как ребенок в возрасте 9 лет может осваивать требующие определенного уровня зрелости и понимания жизни антропологические программы? На первых курсах студенты знакомятся с основами психоанализа и подходами Зигмунда Фрейда. Каким образом ребенок сможет погрузиться во все эти темы на уровне знания о психосексуальных особенностях развития личности?
Александр Асмолов говорит также о том, что ребенок буквально «выкорчеван» из мира детства и ссылается на работы известного советского психолога, который занимался вопросами возрастной психологии, Льва Выготского. Алиса Теплякова, по мнению профессора, перескакивает через важнейшие этапы развития и сразу оказывается в мире взрослых.
«Подобная ситуация приводит к дисгармонии личностного развития и познавательного развития ребенка. В начале нулевых годов были разработаны подходы к разным стилям ускоренного развития детей с учетом сложнейшей системы рисков. Без учета этих рисков мы сталкиваемся с большой драмой маленького ребенка, который лишен главного — возможности выбора своего собственного пути развития», — говорит Асмолов.
Используя методики развития памяти, ребенок может успешно сдать ЕГЭ, однако это не означает, что остальные мыслительные процессы достигли уровня развития, необходимого для обучения в университете.
Профессор заключил, что история с Алисой Тепляковой выявила серьезные пробелы в системе образования, и что подобные вопросы должны решаться комплексно, с учетом интересов ребенка.
«Экспертное сообщество, Рособрнадзор сейчас пытаются поддержать Алису и ее семью и найти пути решения в подобного рода ситуациях», — говорит Асмолов.
Напомним, что история Алисы Тепляковой прогремела на всю Россию, – девятилетняя девочка умудрилась поступить на психологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.