Заявление главы компании «Лаборатория Касперского» о том, что главную опасность для безопасности интернета создает анонимность и призыв повсеместно ввести интернет–паспорта, привело к продолжительной и бурной дискуссии в сети Интернет. Приняв на веру утверждение о существующей в сети анонимности, пользователи разделились на требующих ввести повсеместную идентификацию и выступающих против нее.
Как разъяснил корреспонденту портала «Правмир» сотрудник компании, предоставляющей Интернет-услуги, реальной анонимности в сети практически не существует. «Действительно, общаясь с кем-то на форуме, в социальной сети или в чате, используя при этом никнейм, кажется, что как-будто попал в среду, в которой необязательно придерживаться рамок приличий, законов и ни при каких условиях не может наступить ответственность за каждое сказанное слово».
Но такая анонимность, по словам источника — кажущаяся и иллюзорная — вычислить каждого пользователя по его ip-номеру — элементарная задача для специалиста: «В логах (журналах) сервера, на котором работает форум фиксируется ip-номер «анонима», по ip-номеру моментально вычисляется провайдер доступа. Далее, у провайдера, опять же, по логам,которые ведет оборудование, предоставляющее доступ в сеть, за секунду сопоставляется номер выделенной или телефонной линии с ее владельцем, еще через секунду по номеру выясняется адрес. «Аноним» еще сидит в своем мягком кресле, а сотрудники органов уже в его подъезде и собираются звонить к нему в дверь».
Так, недавно житель Сыктывкара Савва Терентьев из первого обвиняемого по уголовной статье блоггера превратился в первого осужденного. Кроме того, обозревателю газеты «Владимирский край» Дмитрию Ташлыкову, скрывавшемуся под ником «Myshkin» предъявлено обвинение по делу «губернатор Николай Виноградов против ковровского интернет-форума».
По словам источника, «любое ужесточение и «паспортизация» приведет только к дополнительным неудобствам для простых пользователей, а также к тому что государственные средства будут нецелевым образом потрачены на дальнейшее улучшение благосостояния владельцев компаний занимающихся интернет-безопасностью и их покровителей. Для борьбы с серьезными киберпреступниками нужны совсем другие средства».
Вместе с тем, проблема этой кажущейся интернет-анонимности имеет важную этическую составляющую.
Так, глава синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества протоиерей Всеволод Чаплин отметил: «Из своего опыта в интернете и на радио я вижу, как по-разному ведут себя люди. На радио человека можно узнать хотя бы по голосу, и люди в 95 процентах случаев говорят вежливо, достойно, по-человечески. В то же время в интернет-блогах, где люди обычно скрываются за кличками, полно грязи, взаимных оскорблений и экстремистских высказываний».
В недавней публикации на портале «Правмир» Анонимность в интернете: взгляд священника игумен Спиридон Баландин особенно отметил, что, с одной стороны, «человек имеет полное право на сохранение определенной конфиденциальности в киберпространстве, скрыв себя от тысяч любопытных взглядов; имеет право в определенные моменты быть инкогнито».
Вместе с тем, надевание маски может быть использовано не с добрыми целями: «Необоснованная анонимность, да еще под маской альтернативной идентичности, не может привести ни к чему хорошему: у человека быстро снижается социальная и психологическая ответственность в процессе общения, проявляется небрежное отношение к собеседнику, ненормативность и девиантное поведение, так как риск ответить за свои поступки минимален. Например, троллинг (вброс провокационных, нарочито грубых или оскорбительных сообщений с целью вызвать конфликт и получить от этого удовольствие, «лулзы») вообще несовместим с православной этикой, построенной на основе уважения человеческого достоинства, милосердии и сострадании и, на мой взгляд, есть демоническая деятельность, тяжкий грех», — отметил игумен Спиридон, напомнив, в завершение публикации цитату премудрого Соломона: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екк.12:13-14).