Губки-супергерои и похождения мух-космонавтов. Зачем биолог рисует комиксы
Ольга Посух называет себя человеком-оборотнем. Днем она – биолог, по ночам – художник-иллюстратор. Ее цель – популяризация науки. Сюжеты она находит в сложных научных статьях, переводит их на понятный даже детям язык и рисует комиксы. Персонажи Ольги в суперспособностях превосходят выдуманных современных героев с экранов телевизоров. Но они существуют в реальности. Ученый и художник рассказала «Правмиру», как ей удается совмещать две непохожие профессии.
Ольга Посух рисовала с детства. Она выросла в новосибирском Академгородке. В научном центре – сосредоточение исследовательских институтов и ученых. Родители Ольги тоже ученые: папа-физик, мама-биолог. Неудивительно, что в семье был культ науки. В 7 лет Ольга разрисовала черновики диссертации, которые принесла домой мама. Первые рисунки будущего популяризатора науки появились на обратной стороне отпечатанных на машинке листов. Девочку увлекло это занятие, и она стала заниматься в художественной школе. Повзрослев, планировала учиться в архитектурной академии и посещала подготовительные курсы.
Но в Новосибирском государственном университете экзамены начинались на две недели раньше, и Ольга решила попробовать свои силы. Методом исключения выбрала факультет естественных наук и успешно сдала экзамены. Поступив, не стала метаться между двумя вузами и осталась в НГУ. Сейчас кандидат биологических наук Ольга Посух – сотрудник Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН.
– Так я стала ученым, но не перестала быть художником, – говорит Ольга.
– Чем занимаетесь как ученый? На какую тему кандидатскую защищали?
– Сейчас мы в лаборатории занимаемся изучением геномного импринтинга. Это молекулярный процесс, который определяет, будет ли работать определенный ген или нет, в зависимости от того, от кого из родителей он достался. А кандидатскую диссертацию я защищала по другой теме: я исследовала механизмы репликации хромосом.
– Женщину-ученого на равных воспринимают в научном мире?
– К сожалению, это не всегда так. Мне очень повезло с коллегами, и я не чувствую какого-то особенного неравенства в нашей лаборатории. Хотя примеров вокруг масса. В некоторые лаборатории принципиально не берут на работу девушек. Или, например, женщин – заведующих лабораториями и женщин-академиков по-прежнему намного меньше, чем мужчин.
– Как родилась идея популяризировать науку таким необычным для ученого способом – через комиксы?
– Все началось пять лет назад, когда я нарисовала свой первый научный комикс для портала Biomolecula.ru, потому что заленилась писать полноценную текстовую науч-поп статью. Так появилась рисованная история «Микрогравитация, или Похождения мух-космонавтов». В ней описывается, как устроен эксперимент по запуску мух в космос, который мы делали в нашей лаборатории совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН. Оказалось, что так сложную информацию рассказывать гораздо веселее, а понимать проще. С тех пор использую этот подход постоянно.
– Вашей работе как ученого помогает такое совмещение?
– Мне кажется, навык придумывания, который у меня от художника, помогает в науке решать экспериментальные задачи неожиданным и крутым образом. А навык анализировать и делать выводы, который у меня от ученого, очень обогащает и помогает осмыслить все художественные процессы.
Как сухой научный язык сделать понятным и детям
– Расскажите о персонажах последней книги «Микросупергерои. Cамые-самые самовосстанавливающиеся» – название какое звучное, как вам удается найти такие понятные и точные слова?
– Герои второй книги про микросупергероев – аксолотль, планария и губка. Это животные, которые лучше всех на свете умеют самовосстанавливаться – отращивать разные части тела заново после повреждений или из разных кусочков тела выращивать себе двойников. Эта суперспособность называется регенерацией. Вообще, для меня превращение сухого научного языка статей в научный язык, понятный детям, это самая главная задача в создании научно-популярной детской книги. Этот процесс еще не до конца мне понятен, и мне сложно сказать, почему получается. Просто получается пока, и это отлично.
– Как выбираете героев? Хотите удивить читателей или показать, сколько чудес сокрыто вокруг нас?
– Я стараюсь выбирать в качестве героев таких животных, чьи суперспособности не только удивят, но и будут потенциально полезны человеку. К счастью, эволюция наградила суперспособностями огромное количество существ и материала для новых книжек мне хватит надолго.
– Расскажите о самых необычных способностях ваших персонажей.
– Тихоходки, например, благодаря способности к криптобиозу могут пережить открытый космос с его вакуумом, холодом, солнечной радиацией и невесомостью. На Земле так больше никто не умеет. А губки, благодаря регенерации, могут собраться заново в целый организм, даже если их измельчить на тысячи частей.
– Суперспособности героев ваших книг используются в современной науке?
– Криптобиоз тихоходок и регенерацию ученые сейчас активно изучают во всем мире, ведь эти разработки могут внести существенный вклад в развитие медицины и биотехнологий.
Рождение книги для меня загадка
– Вы рисовали комиксы для взрослых. На какую тему, для каких изданий?
– Я рисовала комиксы и иллюстрации про генетику, нейробиологию, эволюцию, медицину и про многое другое для изданий Biomolecula.ru, «Наука и жизнь», «Кот Шрёдингера», OYLA, Nucleus, PLoSGenetics и других.
– Как рождаются ваши книги? Сколько времени работали над каждой из них?
– Как рождаются книги, технически довольно ясно: идея, черновик текста, готовый текст, текстовый макет, эскизный макет, чистовые иллюстрации, правки, финальный макет.
Но для меня это по-прежнему загадка и магия – я совершенно не понимаю, как это каждый раз получается.
На первую книгу ушел примерно год, а на вторую гораздо меньше – пять месяцев.
– Информации из ваших книг можно доверять, в отличие от источников в интернете, когда публикаций на определенную тему множество, но все они повторяют друг друга, зачастую перетаскивая из материала в материал и факты, и ошибки. Достоверность ваших текстов отмечала в рецензии на книгу «Микросупергерои. Самый живучий» Вера Башмакова на сайте «Биомолекула», где размещено около двух десятков ваших работ. Какими источниками вы пользуетесь?
– Я стараюсь читать первоисточники – статьи в настоящих научных журналах. Да, мой первый научный комикс про запуск мух в космос занял второе место в конкурсе сайта Biomolecula.ru. Меня тогда пригласили стать постоянным иллюстратором, и я некоторое время там публиковалась.
– В одном из ваших интервью читала про неожиданное совпадение во втором комиксе, созданном вами для этого сайта – одинаковые имена автора статьи и одного из персонажей.
– Это просто удивительное совпадение. Для второго комикса я выбрала сложную научную статью про летучих мышей в журнале Nature. После публикации комикса «Azimuth, pitch и rock’n’roll» мне написал первый автор статьи Арсений Финкельштейн. Ему понравился комикс, и он попросил перевести его на английский язык, чтобы иллюстрировать им свои презентации. Финкельштейн заметил, что одного из персонажей зовут так же, как и его – Сеня. Ученого это удивило.
– Как началось сотрудничество с издательством?
– В 2017 году издательство «Самокат» объявило конкурс книжных проектов для иллюстраторов «Книга внутри». Я решила поучаствовать и отправила заявку со своим проектом. Сначала прошла во второй тур, а в конце выиграла гран-при. Этот конкурс теперь проходит каждый год. А мою идею в издательстве решили превратить в книжную серию.
Участие в конкурсах мотивирует придумывать и делать
– Гран-при вы получили за книгу «Микросупергерои. Самый живучий». Как вам поездка на книжную ярмарку в Италию?
– Болонская ярмарка детской литературы – одно из самых важных в иллюстраторском мире событий. Самое новое и крутое в книжной иллюстрации сконцентрировано в одном месте. На ярмарке собраны детские книги разных жанров со всего мира. Во время своей первой поездки туда я очень впечатлилась и стараюсь теперь ездить туда каждый год.
– Ваш кумир – итальянский мастер иллюстрации Лоренцо Маттотти. Что привлекает в его работах?
– Маттотти – мастер формы и цвета. Он умеет рассказывать историю без слов, одной только пластикой. Я им восхищаюсь.
– Какие мастера иллюстрации еще вам интересны?
– Их слишком много, да и список этот постоянно меняется. Например, на Болонской ярмарке детской литературы купила книгу художницы из Кореи Хины Бак и финскую книгу с фантастическими иллюстрациями тушью Лауры Мерц.
– Перечень ваших наград впечатляет: гран-при конкурса «Книга внутри», победитель сайнс-слэма «Эврика!Фест» в Новосибирске. В 2018 году ваши работы прошли в финал европейского конкурса StartAward и были представлены на книжной ярмарке в Болонье. Ваши иллюстрации отмечали на международных фестивалях Boomfest и Fumetto. Публиковали в таких изданиях, как «Кот Шредингера», «Наука и жизнь», «Наука в Сибири», голландском детском журнале BoekieBoekie и других. Какие из наград для вас самые дорогие?
– Участие в разных конкурсах очень мотивирует придумывать и делать. И очень мотивирует, когда получается, что все усилия приложены не зря. Сложно выделить самую дорогую награду. Но самая важная пока что – это гран-при конкурса «Книга внутри», с которой началась моя книжная жизнь.
– Для этого конкурса вы рисовали комиксы про тихоходку?
– Да. С идеей помогла знакомая – обозреватель детских книг Евгения Шафферт. Она подсказала мне сделать книгу про какое-нибудь удивительное с точки зрения науки животное. Тихоходки мне показались симпатичными и перспективными.
В жанре суперкороткого метра
– Вы ведете курсы научной анимации для детей. На какой возраст рассчитано обучение и мультфильмы?
– Обычно на проект в Лабораторию научной анимации мы набираем детей от 8 до 12 лет. Но в последнем проекте решили сфокусироваться на детях чуть постарше и набрали группу 10-13 лет.
– Как удается увлечь анимацией современных детей, когда для них существует множество альтернативных развлечений? Что заставляет их трудиться в студии, а не развлекаться в гаджетах?
– Честно говоря, я не знаю. Мы никого насильно не увлекаем и не заставляем. Наверное, им просто интересно снимать мультфильмы.
– В студии анимации «ЖАЖА» вы работаете в жанре суперкороткого метра, какие работы отмечены наградами?
– Студия «ЖАЖА» – это сообщество друзей, там нет учителей и учеников. У нас не так много работ, но каждый из наших фильмов мы стараемся отправить на какой-нибудь фестиваль. Из наград, например, наш фильм ESCAPE получил второй приз фестиваля Videominuto в Сарагосе и приз зрительских симпатий в конкурсе бристольского фестиваля «DepicT!».
– Раньше вы говорили, что хотите представить на презентации своей научной работы постер в духе комиксов. Получилось воплотить эту идею?
– Пока нет.
– Как успеваете работать в двух разных областях? На семью, на другие увлечения времени хватает?
– Успевать удается, только если тщательно все планировать и вовремя переключаться. Времени на что-то другое хватает едва, поэтому я с осторожностью и тщательным выбором берусь за новые проекты. Все чаще приходится отказывать и отказываться. Но такая уж у меня судьба.
– Ольга, вы уже выбрали супермикрогероя для следующей книги? Если не секрет – кого? Какие у него способности? Когда ждать новую историю?
– Следующая книга, скорее всего, будет про животных-невидимок, и героев там будет много. Она должна выйти в следующем году.