Главная Новости

Минкультуры РФ высказало свою позицию по поводу скандала вокруг постановки «Тангейзера»

Конфликт, приведший к судебным разбирательствам, называется «излишним и неконструктивным»
18 марта. ПРАВМИР. 13 марта в Министерстве культуры РФ прошли общественные слушания, вызванные конфликтом вокруг постановки оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В обсуждении приняли участие представители Русской Православной Церкви, двух рабочих групп Общественного совета при Минкультуры России (по вопросам театрального искусства и по вопросам государственной политики в сфере культуры), эксперты и руководители учреждений культуры.

Министерство Культуры РФ признало постановку оперы «Тангейзер» в Новосибирске, как выражающую «неуважение к традиционным ценностям», что является «недопустимым», — сообщается на сайте ведомства. Директору театра указано на недостаточность контроля за постановкой.

«Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе», — поясняет свою позицию Министерство.

Конфликт, приведший к судебным разбирательствам, называется «излишним и неконструктивным».

Минкультуры призвало внести изменения в трактовку постановки и принести публичные извинения тем, чьи религиозные чувства были задеты.

Также министерство напомнило о своём праве лишать в крайних случаях финансирования подобные постановки. Будет организована проверка финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

КОММЕНТАРИИ

Калягин Александр, председатель Союза театральных деятелей России:

«Я бы смягчил некоторые формулировки, потому что все перепуганы: сейчас начнется давление со всех сторон. Но, безусловно, ответственность за все происходящее несет директор театра, с этим я согласен».

Кехман Владимир, генеральный директор Михайловского театра:

«Мой учитель Елена Васильевна Образцова часто повторяла: «Я пою только потому, что Господь дал мне талант, а без Господа я никто». То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара».

Легойда Владимир, председатель Синодального информационного отдела РПЦ:

«Все-таки очевидно, что это не Вагнер, а «по мотивам» Вагнера. Ну, давайте так честно и будем говорить и писать. В том числе на афишах. Чтобы зритель понимал, куда он идет… Кроме того — вопрос гражданина — поддерживаю то, что сегодня звучало: насколько вот этот «как бы Вагнер» должен финансироваться государством?»

Смирнов Геннадий, заместитель председателя СТД:

«Свобода нигде не является абсолютной. Нигде не дозволено, прикрываясь ею, действовать, не думая о последствиях. Творческая деятельность должна рассматриваться как служение обществу. Вот я думаю, что режиссер-постановщик об этом бы должен был задуматься прежде всего. О своей миссии как художника. О своей ответственности перед обществом. И тогда, я думаю, и градус этого общественного обсуждения был бы совсем иным».

Урин Владимир, генеральный директор Большого театра:

«Перевод ситуации вокруг новосибирской постановки в плоскость общественного обсуждения, а не судебных разбирательств, на мой взгляд, единственно правильная позиция. Рад, что Минкультуры выбрало этот путь. Кроме того, министерство вновь заявляет о недопустимости цензуры и декларирует свободу творчества.

Не могу не согласиться с тем, что театр должен доносить до зрителя информацию о спектаклях. Особенно если речь идет о современных, экспериментальных постановках классики. Убежден: зритель должен знать, на какой спектакль он приходит».

Шаргунов Сергей, писатель:

«Здесь не должно быть охоты на ведьм! Но действительно отвратительный, оскорбительный постер, вот действительно разжигает рознь. И это, на мой взгляд, недопустимо, тем более при поддержке государства».

Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре:

«Можно поприветствовать, что обсуждаемая сегодня проблема с провокативной постановкой «Тангейзера» вышла из судебно-процессуального пространства. Никому не нужна война против даже самых спорных направлений культуры — она может быть бесперспективной и привести ко многим бессмысленным потерям.

Тем большая ответственность теперь ложится на тех, кто определяет направления сегодняшней российской культуры, кто принимает решения, какими должны быть поддерживаемые государством проекты».

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.