Минкультуры РФ высказало свою позицию по поводу скандала вокруг постановки «Тангейзера»
Министерство Культуры РФ признало постановку оперы «Тангейзер» в Новосибирске, как выражающую «неуважение к традиционным ценностям», что является «недопустимым», — сообщается на сайте ведомства. Директору театра указано на недостаточность контроля за постановкой.
«Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе», — поясняет свою позицию Министерство.
Конфликт, приведший к судебным разбирательствам, называется «излишним и неконструктивным».
Минкультуры призвало внести изменения в трактовку постановки и принести публичные извинения тем, чьи религиозные чувства были задеты.
Также министерство напомнило о своём праве лишать в крайних случаях финансирования подобные постановки. Будет организована проверка финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Калягин Александр, председатель Союза театральных деятелей России:
«Я бы смягчил некоторые формулировки, потому что все перепуганы: сейчас начнется давление со всех сторон. Но, безусловно, ответственность за все происходящее несет директор театра, с этим я согласен».
Кехман Владимир, генеральный директор Михайловского театра:
«Мой учитель Елена Васильевна Образцова часто повторяла: «Я пою только потому, что Господь дал мне талант, а без Господа я никто». То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара».
Легойда Владимир, председатель Синодального информационного отдела РПЦ:
«Все-таки очевидно, что это не Вагнер, а «по мотивам» Вагнера. Ну, давайте так честно и будем говорить и писать. В том числе на афишах. Чтобы зритель понимал, куда он идет… Кроме того — вопрос гражданина — поддерживаю то, что сегодня звучало: насколько вот этот «как бы Вагнер» должен финансироваться государством?»
Смирнов Геннадий, заместитель председателя СТД:
«Свобода нигде не является абсолютной. Нигде не дозволено, прикрываясь ею, действовать, не думая о последствиях. Творческая деятельность должна рассматриваться как служение обществу. Вот я думаю, что режиссер-постановщик об этом бы должен был задуматься прежде всего. О своей миссии как художника. О своей ответственности перед обществом. И тогда, я думаю, и градус этого общественного обсуждения был бы совсем иным».
Урин Владимир, генеральный директор Большого театра:
«Перевод ситуации вокруг новосибирской постановки в плоскость общественного обсуждения, а не судебных разбирательств, на мой взгляд, единственно правильная позиция. Рад, что Минкультуры выбрало этот путь. Кроме того, министерство вновь заявляет о недопустимости цензуры и декларирует свободу творчества.
Не могу не согласиться с тем, что театр должен доносить до зрителя информацию о спектаклях. Особенно если речь идет о современных, экспериментальных постановках классики. Убежден: зритель должен знать, на какой спектакль он приходит».
Шаргунов Сергей, писатель:
«Здесь не должно быть охоты на ведьм! Но действительно отвратительный, оскорбительный постер, вот действительно разжигает рознь. И это, на мой взгляд, недопустимо, тем более при поддержке государства».
Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре:
«Можно поприветствовать, что обсуждаемая сегодня проблема с провокативной постановкой «Тангейзера» вышла из судебно-процессуального пространства. Никому не нужна война против даже самых спорных направлений культуры — она может быть бесперспективной и привести ко многим бессмысленным потерям.
Тем большая ответственность теперь ложится на тех, кто определяет направления сегодняшней российской культуры, кто принимает решения, какими должны быть поддерживаемые государством проекты».