Восток и Запад
«Музыкааааа нас связала!!!» – надрываются с теплохода.
– …Открою вам секрет: в вашей жизни будут переплетаться доброе и злое так же, как сейчас. С одной стороны вы слышите пение, подобное ангельскому, а с другой – суетные шумные песни…
«Младший лейтенант! Мальчик молодой!» – мелодия меняется.
– …На востоке поднимается солнце – символ Бога. На западе оно уходит. Сейчас вы будете отрекаться от прежней жизни и власти диавола…
На берегу Лены выстроились в шеренгу девятнадцать человек и внимательно слушают последние наставления перед таинством крещения. Смотрят они, действительно, на восток. Перед ними стоит хор. За ними, на западе, бросил якорь теплоход с отдыхающими. Теплоход гудит сам по себе, горланит колонками, хохочет пассажирами и всячески не соответствует возвышенному моменту. В воздухе пахнет шашлыками.
Люди слушают. Маленьких детей здесь нет – креститься на реку Лену приехали только мужчины, женщины и подростки. Во-первых, тяжело само путешествие: четыре часа в один конец по воде, потом небольшая пробежка по усыпанному острой галькой берегу к месту крещения. Само крещение в водах Лены — час, потом – литургия еще часа два.
Да еще – вот такие странные встречи: мира и мiра, суета которого как назло вторгается в покой первого в самые ответственные моменты таинства.
Для новоначальных – очень непростая программа.
От Лены до Иордана
Ленские столбы — величественные вертикальные скалы на берегу Лены и одноименный природный парк в ста километрах от города Покровска — Хангаласский улус, республика Саха (Якутия).
В 2012 году Ленские столбы вошли в список объектов Всемирного ЮНЕСКО по природным критериям. Место действительно уникальное, человеком почти не тронутое, если не считать деревянных мостиков и лесенок по тропе наверх.
Количество туристов, и своих, якутских, и российских, и зарубежных — огромное, но за порядком здесь следят тщательно, мусор за отдыхающими убирают незамедлительно. Да и не хочется оставлять мусор в этой девственной красоте.
Крещение в этом месте проводится впервые.
Идея таким образом отметить день Крещения Руси родилась у епископа Романа несколько месяцев назад во время одной из поездок по районам бескрайней республики. «Якутия — это целый мир», — не устает повторять за святителем Иннокентием Московским, который долгие годы занимался воцерковлением живущих здесь народов, архиерей. Действительно, современный Якутск похож на села Усть-Майского района, а тундра вокруг поселка Черский — на тайгу вокруг города Нерюнгри не больше, чем Лена похожа на Днепр, а пустынные скалы — на холмы Киева. Но и Днепр имеет мало общего с Иорданом.
Сказано — сделано. Девятнадцать «счастливчиков» прошли собеседование с клириком Преображенского кафедрального собора в Якутске уже известным читателю Правмира иереем Александром Вороновым, а за два дня до таинства с оглашенными встретился архиерей. Он же и совершает крещение.
«Можно ли молиться по-якутски?»
Большая часть молитв читается по-русски. Это не попытка угнаться за модными спорами о языке богослужения, а насущная необходимость: для некоторых крещаемых родной язык вообще якутский. Но русский, по крайней мере, все знают в совершенстве.
На огласительной беседе епископу Роману одна из сегодняшних новообращенных задала вопрос: «Разрешается ли хотя бы первое время молиться по-якутски?» — «Разумеется, разрешается, – ответил владыка. – Родной язык человека – тот, на котором он лично обращается к Богу».
Можно себе представить, сколько размышлений и сомнений стояло за вопросом женщины, сегодня – уже нашей сестры во Христе. Представителям коренного населения, не воспитанным в христианстве, креститься очень нелегко. Возможно, даже сложнее, чем нашим далеким предкам в Киеве – во всяком случае, они крестились массово и по призыву своего же князя.
Христианство оторванными от традиции якутами (оторванными искусственно – до революции крещены, причем абсолютно добровольно, были более девяноста процентов местного населения, существовали даже династии священников-якутов) часто ошибочно воспринимается «русской религией». Но люди не глухи к Евангелию – вот и приходят, и надеются, что хотя бы про себя им позволят молиться на родном языке.
Самый великий Архитектор
Литургия на Ленских столбах тоже ранее не совершалась. Местные религиозные ритуалы — бывает. Выбитые на камнях призывы поклониться богам природы, привязанные ленточки (в том числе и георгиевские), традиционная жертва духам — оладушки, разбросанные под сэргэ (коновязь, важный ритуальный объект в религиозной культуре саха)…
Ленточки пылятся и развеваются на ветру. Оладушки уминают за обе щеки прожорливые бурундуки. У начала туристической тропы на Ленские столбы устанавливают иконы, временный престол и жертвенник.
Антифоны на литургии не поются, а читаются, причем по-якутски. Читают поочередно носители языка — переводчица Библии Саргылана Леонтьева и советник епископа Якутского и Ленского Афанасий Мигалкин. Хор иногда переходит с «Господи, помилуй!» на «Айыы Тойон, Абыраа!» — у одной из певчих, инокини Кассии, родной язык тоже якутский, а регент — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Симеон (Березкин) — взялся изучать его самостоятельно.
Молитва (тем более — евхаристическая, то есть собирающая верующих в единое Тело Христово) воцерковляет пространство. Под якутские и славянские слова, несущиеся в небо, скалы превращаются в колонны собора, синее небо — в купол, солнце — в самое яркое паникадило, ну а Лена, из вод которой вышли наши новообращенные — в огромную купель…
На самом деле, все эти сравнения ни к чему, потому что человек не может построить храм, сравнимый с целым миром — храмом, построенным Самим Всевышним.
В конце богослужения епископ Роман в проповеди попросил всех молиться, чтобы традицией Якутской епархии стало богослужение на Ленских столбах и крещение в водах Лены в день Крещения Руси.