Нардовое миро обычно разбавляют раза в два. Получается нардовая вода — она дешевле. Если масло загущали другими веществами, — напротив, оно становилось еще более дорогим, нардовой мазью. Именно такую мазь принесли Христу женщина-грешница и Мария, сестра Лазаря. Возмутительная роскошь, транжирство, ничем не прикрытый подхалимаж перед Учителем! А через несколько дней другие женщины (Мария с сестрой Марфой там тоже были) принесут миро помазывать тело Спасителя.
Нард очень ароматный. Запах от него сохраняется много лет. Полтора десятилетия назад я привезла из Иерусалима маленькую пластиковую бутылочку с разбавленным маслом. Она, эта бутылочка, и сама по себе распространяла душистый запах, даже завернутая в два пакетика.
В прошлом году я решила, что надо потратить эту маленькую драгоценность на доброе дело — и отдала в храм для украшения Плащаницы. Храм «наполнился благоуханием от мира» (Ин.12:3). Благоухала Плащаница, благоухали руки священников, благоухали губы прихожан, прикасающиеся к изображению. Запах был почти навязчивым, от него кружилась голова.
Было ясно, почему это благовоние применяется для бальзамирования тел — случайно попав на руки в Великую Пятницу, оно не смывалось никакими средствами почти неделю.
Где-то в середине Светлой седмицы я стояла в храме и размышляла: удивительно же, что даже значительно менее качественное, чем в древности изготовленное ручным способом, разбавленное в несколько раз благовоние на протяжении веков и тысячелетий остается зримым символом служения Христу и добрых дел. То есть получается, что даже малое доброе дело остается если не в вечности, то на долгое-долгое время, как мирровый аромат сохраняется на ладонях и тканях.
В этом году я мечтала съездить на Святую Землю или попросить знакомых прислать оттуда еще бутылочку этого маленького отблеска Евангелия. Но на Пасху мы сидим в самоизоляции — и в России, и в Израиле — так что Плащаницу опрыскали розовой водой и окурили ладаном. Это только слабое веяние оттуда, от отваленного камня у Гроба Господня, где растерянные женщины слышат: «Что вы ищете живого среди мертвых? Его здесь нет, Он воскрес» (Лк.24:5-6).
Через несколько часов эти женщины расскажут об увиденном и услышанном апостолам. Через несколько дней два ученика не в меньшей растерянности будут рассказывать случайному Собеседнику по дороге в город Эммаус об этом загадочном рассказе — и узнают в этом Собеседнике Христа за трапезой, ставшей второй в истории Евхаристии — в преломлении Им хлеба.
Хорошие новости разлетаются быстро и остаются надолго — как мирровый аромат.