Это человек, который посвятил необычайно много времени путешествиям, ради того, чтобы освободить множество людей от боли и страданий. Это человек, который постоянно отдаёт и просит что-либо лишь затем, чтобы отдавать. Каждый раз, когда я разговариваю с владыкой Константином, он напоминает мне о «незначительности», «ничтожности» нашего существования. Он первый архиерей недавно образованной Священной Митрополии Сингапурской и Южноазиатской, но остаётся простым миссионером.
Вновь и вновь я просматриваю его фотографии, сделанные на рождественской службе. Митрополия Сингапура — это всего лишь одна небольшая комната. Никакого сравнения с храмами в нашей стране, полными позолоты и тяжёлых облачений. Когда родился Христос, разве Его встретили формально и церемонно, с жалобами, ворчанием, подталкиваниями и голодными голосами, которые призывали «ну, давайте уже закончим, у нас ведь ещё и работа есть!»? Разумеется, нет! Младенца Христа встретили искренней улыбкой, которая некоторым людям помогла отбросить жестокие жизненные страдания и боль.
Все, кто несколько дней назад собрались вместе в этой маленькой комнатке в Сингапуре, чтобы отпраздновать Рождество Христово, говорили почти на всех языках мира. Они радостно встретили Божественного Младенца, а потом поели горячую еду на фольге, которую приготовили самые разные люди ради этого особенного дня.
Константин Цилис — это человек, глаза которого постоянно улыбаются. Он отказался от поступков и поведения, наполненных лицемерием и условностями. Когда у него болят или опухли ноги, он никому не жалуется. Говорит только: «Всё хорошо, слава Богу!» Владыка объездил уже все богатые места западного мира, прося о помощи, и эту помощь он переносит из самолёта в самолёт, чтобы привезти и отдать её тем, кто в ней, действительно, нуждается.
Константин начал как журналист. Хотел узнать мир. Думаю, что в итоге ему удалось и то, и другое. Он родился в Пирéе, закончил Богословский факультет Афинского университета, работал в храме иконы Божией Матери «Евангелистрия» в Пирéе и сотрудничал с радиостанцией Пирейской Митрополии. Что же было потом?
Он последовал за своим братом, Нектарием, митрополитом Гонг-Конга и Дальнего Востока. Под влиянием брата, Константин посвятил себя миссионерскому служению. Почему же он делает то, что делает?
— «Может быть, потому что в первый раз, когда я посетил Индию, я увидел какую-то другую реальность, отличную от той, в которой жил до тех пор. И эта новая реальность подарила мне иной способ мышления». Он верит, — и, воистину, я с ним согласен, — что каждому из нас отпущено очень мало времени для жизни на этой планете и что так жаль тратить это время только на самих себя. Он спрашивает: «Разве счастье заключается в том, чтобы холить и лелеять своё «я»? Ведь жизнь, которой не делишься с другими, — это потерянная жизнь! Ничего в ней, от зачатия до часа смертного, мы не делаем одни, сами по себе. И очень жаль, если мы не протянем руку помощи тем, кто в нас нуждается, и закроемся в самих себе».
Владыка рассказывает: «Я видел в Азии женщин с открытыми переломами и кровавыми ранами, потому что у них нет даже десять евро, чтобы пойти ко врачу. Другие от голода и нужды стали похожими на скелеты, одетые в обноски, и едят траву, растущую на обочине. Видел инвалидов, прокажённых, бродящих по дорогам, детей, плачущих от голода, голых, покрытых ранами и струпьями, выброшенных в кучи мусора. Там, где счастьем считается каждый день, в течение которого ты сумел выжить».
С небольшой группой врачей он объезжает небольшие деревушки в джунглях, чтобы помочь тем, кто никогда в своей жизни не видел ни одного врача. «Что бы с ними ни случилось, они обращаются к старейшине деревни, который отвечает на их вопросы и решает все проблемы. Мы работали во «врачебных кабинетах»-времянках, устроенных прямо под деревьями, в очень сложных климатических условиях, в период дождей, когда грязевое месиво заполняло и покрывало всё и вся».
Бывало, что вся деревня собиралась и наблюдала за работой врачей, как будто это было театральное представление. Жители садились рядом, устремляя взор к… странным существам, которые обследовали больных. «Некоторые даже притрагивались к нам, как будто мы какие-то инопланетяне — из-за другого цвета нашей кожи», — описывает те поездки владыка Константин.
Вместе со своим братом он вот уже целые годы занимается делами благотворительности в этом уголке Земли — в странах с огромными социальными противоречиями и контрастами, где живут и очень богатые люди, и совершенно обнищавшие. Тонны продовольствия, тысячи посылок с одеждой, бытовыми товарами, лекарствами и предметами личной гигиены; молоко, печенье и витамины для «детей из мусорных куч»; дома для многодетных семей, лишённых дохода и живущих на улице; бурение скважин в разных областях Индии и Филиппин, чтобы у людей была чистая питьевая вода; детский приют в Калькутте для 150 девочек, два интерната в Индонезии для сирот и бедных детей; 9 врачебных кабинетов в Индии и Индонезии, школы и особые программы обучения для неграмотных в Индии, Индонезии, на Филиппинах, в Таиланде и Пакистане.
Трудные моменты? «Наверное, одни из самых тяжёлых моментов в жизни — это периоды одиночества. Это не те моменты, когда ты один, а те, в которые ты чувствуешь себя мёртвым и бессильным перед лицом природных катастроф, несчастья и горя людей, когда ты не можешь предотвратить человеческую гибель и победить отсутствие человеческого достоинства. Вот оно — настоящее одиночество, и именно в подобные моменты как-то особенно понимаешь свою ничтожность. Душа болит, мается от этого одиночества, потому что осознаёшь, что на самом деле ты ничто. Просто хочешь быть и думаешь, будто что-то из себя представляешь…»
Ромфеа, 29 декабря 2013 г.
Перевод монахини Екатерины (Соколовой)