Миссионерская и катехизаторская работа Красноярской епархии
Публикуем обзор некоторых миссионерских и катехизаторских инициатив, действующих в Красноярской епархии
Богослужения с разъяснением
В катехизаторском храме Красноярска начали совершаться «службы с разъяснением»
8 июня 2010 г http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1861/view
Не воцерковившиеся еще красноярцы обрели возможность непосредственно за богослужением понимать смысл и строй совершаемого священнодействия. В красноярском Михаило-Архангельском храме, по благословению Правящего Архиерея обретшем статус катехизаторского, будут практиковаться специальные «богослужения с разъяснением».
За Божественной литургией в воскресенье и за Всенощным бдением накануне священник, не нарушая хода службы, обращается с амвона к молящимся, объясняя смысл священнодействий и молитв. Духовенство храма надеется, что «службы с разъяснением» окажут помощь и тем из воцерковленных прихожан, кто не имеет возможности самостоятельно или специально изучать основы литургики или церковнославянского языка.
Богослужения с сурдопереводом совершаются в нескольких храмах епархии
В Свято-Троицком соборе проводят богослужения с сурдопереводом
6 марта 2007 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/435/view
Как сообщает пресс-служба Канского благочиния, 19/04 марта 2007 года в Свято-Троицком соборе города Канска находилась телевизионная съемочная группа 1 канала (Москва). Прошли съемки сюжета о сурдопереводе богослужений для глухонемых. Остальные прихожане вели себя смиренно по отношению к активной жестикуляции переводчика, не высказывая недовольства тем, что, может быть, она мешает им сосредоточиться на молитве. Напротив, горожане пропускали вперед людей с физическими недостатками, чтобы они смогли следить за руками переводчика, стоящего у клироса.
Первая служба с сурдопереводом в Свято-Троицком соборе была совершена на Рождество Христово в 2006 г. по благословлению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. Переводил богослужения 20-летний студент Томской духовной семинарии, бывший учащийся воскресной школы при Свято-Троицком соборе Евгений Морозов. Он переводил все песнопения, слова священника, успевая попутно разъяснить прихожанам на языке жестов, что в данный момент совершает диакон, что сейчас будет совершать священник. В настоящее время богослужения переводит на языке сурдоперевода Высочина Ида Рудольфовна.
За Божественной литургией в день памяти Свт. Григория Паламы был снят сюжет о людях, у которых нет дара слышать, о том, как они пытаются узнать Божие слово. Корреспондент 1 канала взял интервью у благочинного Канского округа протоиерея Василия Жилянина. На вопрос корреспондента о том, что подвигло батюшку к необходимости ввести в церковную практику сурдоперевода, о.Василий Жилянин ответил: «Заниматься людьми с ограниченными возможностями, в данном случае глухими, начали, потому что в городе Канске проживают несколько десятков неслышащих людей. Многие из них постоянно приходят в храм на богослужения, но по немощи своей они не могут слышать богослужебные песнопения, и их желание узнать о Божием слове подтолкнуло нас к решению переводить богослужения для глухих на языке сурдоперевода. Поэтому по благословению Его Высокопреосвященства Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония было решено регулярно проводить Божественные литургии с сурдопереводом.
Теперь люди, лишенные возможности слышать, могут понимать, что говорит священник на церковной службе. Также для неслышащих группа священников, возглавляемая иереем Вячеславом Зориным проводит катехизаторские занятия».
Божественная литургия с сурдопереводом для жителей города c отсутствием слуха состоялась в день праздника Рождества Христова 13 января 2006 по благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. Специальная работа с такими прихожанами в благочинии была начата с осени 2005 года). Люди, лишенные слуха, заранее изучали незнакомые для них религиозные жесты и проходили катехизацию. 17 января того же года также состоялось благотворительно, с сурдопереводом, Святое Таинство Крещения для глухих горожан а также 8 апреля 2006года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Сурдоперевод богослужения осуществлял штатный священник Свято-Троицкого собора г. Канска иерей Вячеслав Зорин, вместе с сурдопереводчиком ВОГ Высочиной Идой Рудольфовной.
Здоровые люди, даже из тех, кто хорошо знает дорогу к храму, обычно не задумываются над тем, что рядом в церкви может стоять человек, который не слышит священника, не может пойти на исповедь, потому что не говорит, а значит, чувствует себя под расписными сводами настолько беспомощно, что просто предпочитает уйти. Хотя именно ему духовная подпитка нужна, может быть, больше, чем кому бы то ни было. Не секрет, что сегодня множество сект стремится пополнить свои ряды глухонемыми и давно умеет разговаривать на их языке. Сектанты приходят в региональные отделения Всероссийского Общества Глухих, ходят по домам. В целях борьбы с подобными явлениями с недавнего времени в некоторых регионах России введена практика проведения церковных служб с сурдопереводом. Но в общероссийском масштабе в православных церквях, к сожалению, работа с глухонемыми пока находится на стадии начинания. Лишь в трех городах страны благодаря регулярному переводу — Москве, Екатеринбурге и Ярославле — у глухих есть возможность быть православными в полном смысле этого слова. В большинстве же храмов такого рода службы проходят лишь эпизодически,либо очень редко, как например в Псковском храме Спаса Нерукотворного за отсутствием в городе сурдопереводчика. способного осуществлять перевод богослужения, службы для глухонемых проводятся раз в месяц с сурдопереводчиком из Санкт-Петербурга.
Быть сурдопереводчиком в церкви — задача не из легких. Он должен сначала церковнославянский текст перевести про себя на русский язык, а потом уже с русского — на язык жестов. И все это — за считанные секунды. Причем необходимо учитывать, что переносного значения слов для глухонемых людей не существует, они понимают все исключительно буквально.
«Приходится не просто переводить слово, а делать это так, чтобы люди правильно поняли смысл, иногда просто объяснять, — так размышлял о проблемах богослужения с сурдопереводом отец Антоний, настоятель церкви Ильи Пророка в деревне Кузнечиха под Ярославлем, православный батюшка, работающий с глухонемыми прихожанами, который сам владеет искусством сурдоперевода — Например, слово «подвижник», если его перевести буквально, глухонемые поймут так: человек, который много двигался, активный, а отнюдь не тот, который совершал духовные подвиги».
Не проще и на исповеди. Даже у говорящего человека словарный запас часто ограничен, у глухонемых же этот запас вообще минимален, особенно если человек не обучен письму и чтению, что в этой среде не редкость. А языком жестов можно объяснить далеко не все. Многих слов в этом языке просто нет. Как нет окончаний, категорий времени, числа и прочих языковых «приспособлений», облегчающих понимание.
30 марта 2006 В Киеве вышел словарь сурдоперевода православного богослужении Издательству «Глас» удалось объединить практический опыт сурдоперевода в православных храмах России и Украины. В новом пособии представлено около 600 жестов, озвученных на украинском и русском языках, с титрами. Каждое слово сопровождается пояснением лексического значения. Здесь есть также два варианта сурдоперевода молитв: синхронный и адаптированный, фрагменты Божественной литургии с сурдопереводом. Словарь содержит рекомендации, как сделать более эффективным сурдоперевод богослужения. Авторы пособия не ставили перед собой цели унифицировать жесты, а предложили несколько возможных их вариантов. За сурдопереводчиками остается право самим избирать вид демонстрации того или иного слова. Словарь издан на VHS-, CD-, DVD-носителях.
В Петрозаводском Храме Иоанна Богослова пошли дальше. Сначала, чтобы глухо-немые люди могли услышать слово Божье, церковные службы стали сопровождать сурдопереводом. Но в маленькой по размеру церкви Иоанна Богослова жестикуляция сурдопереводчиков отвлекала остальных верующих. Тогда молодой настоятель Храма отец Константин поставил в церкви компьютер и попросил «продвинутых» прихожан придумать специальную программу. Теперь глухонемые во время службы стояли перед монитором, а кто-то из слышащих прихожан в нужный момент кликал «мышкой», перелистывая слайды с текстами богослужений. И тут вдруг выяснилось, что у глухих людей оказалось гораздо больше возможностей, чем у здоровых. Компьютерные тексты богослужений набраны на русском, а не на церковнославянском — малопонятном — языке. И объем информации на слайдах гораздо больше, чем тот, который способно воспринять ухо находящегося в храме человека. Отец Константин собирается повесить на стене церкви большой монитор, чтобы его могли видеть все находящиеся в храме. Начата разработка новой версии программы, которая позволит читать не готовые тексты богослужений, а именно те, которые в данный момент произносит священник и поет церковный хор. Это будет похоже на караоке. Одновременно на мониторе можно будет видеть все действия священника. Технику обещают подарить меценаты. У храма Иоанна Богослова скоро появится еще и свой сайт в интернете. Любой пользователь сможет следить за происходящим в церкви в режиме он-лайн. На сайте будут проводиться видеоконференции по православной тематике, верующие смогут напрямую общаться с отцом Константином. По мнению председателя попечительского совета УИН Карелии Александра Гезалова, эта «услуга» может быть особенно востребована в тюрьмах и интернатах для инвалидов, обитатели которых не имеют возможности посещать храм.
Катехизация студентов
Студенческая катехизация по-красноярски: путь к вере через труд и добрые дела
27 мая 2010 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1828/view
Итак, первое знакомство молодежи из Студенческого строительного отряда Красноярского государственного аграрного университета с главным катехизаторским храмом Красноярска состоялось. Сегодня студенты из отряда «Патриот» пришли по приглашению ответственного за катехизацию в Красноярском благочинии протоиерея Василия Жилянина в храм Архангела Михаила и чуда его в Хонех, что в микрорайоне Ветлужанка. После того, как ребята неспешно обошли вместе с клириками главный придел храма и узнали (кто-то — впервые) о том, как устроен православный храм на Руси, в нижнем приделе храма был совершен молебен на начало доброго дела и прошла первая беседа со священником.
Начиная с завтрашнего дня, студенты, несколько раз в неделю посещая храм, 4 часа каждый раз будут посвящать помощи в благоустройстве храма, а в течение еще двух часов — постигать основы православного вероучения. Во время первой встречи протоиерей Василий Жилянин и иерей Андрей Дорогов договорились со студентами, что те вправе задавать священнику все интересующие их вопросы, в том числе — и о своих сомнениях относительно христианского вероучения. Так, например, на ближайших занятиях прозвучит ответ на вопрос: «Почему Господь, будучи благ, попускает страдания безвинных?..»
Большинство бойцов стройотряда (так они по давней студенческой традиции называют себя, «бойцы») — уже крещенные, но о вероучении знают, как правило, не очень много. Во всяком случае, как заметили сами ребята после окончания первой встречи — далеко не все, что нужно бы знать православному человеку… К вступлению в отряд всех их побудило не только желание самостоятельно заработать в каникулы на жизнь в предстоящем учебном году, но и возможность сделать что-то для края своими руками, возможность пообщаться с друзьями с разных факультетов и разных курсов.
Отряд не случайно назван «Патриот»: в его уставе определено, что совместный труд в стройотряде должен сближать бойцов на положительных ценностях и нравственных основах. Не случайно второй год в рабочей программе на лето — шефская помощь. В прошлом году — домам милосердия в Октябрьском районе, в нынешнем — храму, видному любому в районе издалека и ставшему главной его достопримечательностью. А когда настоятель предложил дополнительно получить еще и знание православного катехизиса, эту возможность оценили все, в том числе и пока еще не крещенные.
Сегодня в Российской Федерации действует несколько тысяч таких стройотрядов, в них трудятся около 230 тысяч юношей и девушек. Студенты называют себя «бойцами», у них одинаковая красивая форма — куртки защитного цвета с особыми знаками, броскими аппликациями. У них хорошие, открытые лица. Пожалуй, такие отряды собирают лучших представителей современной молодежи. И отрадно, что именно с духовного просвещения этих молодых патриотов и началась подлинно катехизаторская деятельность в главном в этом виде деятельности храме благочиния.
…Студенты шутят: и катехизис, и историю христианства, и литургику, и историю Православия в России, и сектоведение они «сдадут» в конце «летнего семестра» батюшкам только — на «отлично»…
26 мая 2010 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1823/view
Новые формы и методы миссионерской и катехизаторской работы с молодежью начали осваиваться духовенством главного катехизаторского храма Красноярского благочиния. По взаимной договоренности настоятеля храма, ответственного за организацию катехизаторских курсов в благочинии протоиерея Василия Жилянина со студенчеством Красноярского государственного аграрного университета, с завтрашнего дня начинается сотрудничество храма со студентами этого, одного из крупнейших вузов края.
На первом этапе этого неформального сотрудничества двадцать членов Студенческого строительного отряда «Патриот» выразили желание в течение месяца оказывать шефскую помощь храму по его благоустройству, выполнению ремонтных и строительных работ. Со своей стороны, духовенство храма возьмет на себя духовное окормление студентов, будет вести с ними беседы о православном вероучении, отвечать на возникающие у молодежи вопросы о духовно-нравственных ценностях современности. По окончании этого этапа над еще не воцерковленными, но желающими воцерковиться членами студенческого отряда будет совершено Таинство Крещения. Студенты, уже принявшие св. Крещение, смогут присутствовать за богослужениями, исповедоваться и причащаться Свв. Даров.
Первая встреча настоятеля со студентами начнется совершаемым завтра молебном и знакомством молодежи с храмом, его историей, служащими в нем клириками и прихожанами, среди которых есть и представители молодого поколения. Студенческий отряд «Патриот» выразил желание по итогам своей работы летом этого года (ребятам предстоит в летние месяцы работа на ряде объектов, в том числе на Богучанской ГЭС) сделать пожертвование в фонд помощи храму из заработанной ими на стройках города и края зарплаты. Отметим, что в прошлом году студенты отряда оказали шефскую помощь одному из домов милосердия Красноярска.
Катехизация пожилых
«Путь к ближнему — это путь, ведущий к Богу»: пожилые люди тоже нуждаются в катехизации и в заботе о них Церкви
28 мая 2010 г.http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1830/view
В пос. Кошурниково Минусинского благочиния положено начало духовному окормлению дома-общежития для одиноких пожилых людей. В один из недавних праздничных дней настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Державная» иерей Евгений Шубин совершил здесь молебен, после чего освятил помещения общежития.
После молебна клирик побеседовал с каждым желающим: пожилые люди говорили о наболевшем, задавали священнику вопросы о вере, о духовно-нравственных основах учения Христа.
В общежитии живут вместе люди с нелегкими судьбами, — среди них есть бывшая последовательница секты Виссариона, есть и еще не воцерковленные люди; большинство же — православных, но нуждающихся в укреплении в вере людей. Все они живут здесь (каждый – со своей непростой судьбой, и оттого — жаждущий и душевного тепла, и доброго слова), — словно одна большая, но еще ищущая путь к душевному единству и пониманию семья. Путь этот будет — легок и прост, если он будет путем, пройденным с Богом в сердце.
Провожая батюшку после первой с ним встречи, пожилые люди попросили его почаще навещать их; они уверены, что общение со священником займет важное место в их жизни.
Благотворительное Крещение в Ачинском благочинии в дни Великого поста
30 марта 2009 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1204/view
Клирики двух соборов, расположенных в Ачинском церковном округе Красноярской епархии, на протяжении Великого поста продолжают славную миссионерскую традицию благочиния — священники благотворительно совершают Таинство Крещения над сиротами и жителями удаленных деревень. Так, штатный священник Казанского собора г. Ачинска протоиерей Иосиф Янушкявичюс посетил Ачинский Дом ребенка, и первое из Святых Таинств Церкви приняло более пятидесяти ребятишек, — информирует приходской сайт.
А клирик шарыповского Свято-Троицкого собора иерей Роман Нещерет накануне 5-й великопостной седмицы отправился в село Родники Шарыповского района. Прибыв в деревню, о. Роман провел с пригласившими священника сельчанами, желающими принять Крещение, катехизаторские беседы и несколько жителей вошли в лоно Православной Церкви — сообщается на интернет-странице собора г. Шарыпово.
На Таймыре начал работу новообразованный православный молодежный центр
22 февраля 2010 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1582/view
В целях совершенствования и актуализации церковно-общественного служения на современном этапе, в Красноярской епархии особое внимание по благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения. Так, на Таймыре начал свою работу первый Православный молодежный центр в честь святого благоверного князя Александра Невского. Центр организован при Свято-Скорбященском соборе города Норильска и объединил в себе не равнодушных к проблемам молодежи и вопросам ее духовно-нравственного и патриотического воспитания педагогов города, сотрудников МЧС, представителей казачества.
В Православном молодежном центре уже прошли первые занятия по рукопашному бою для мальчиков и домоводства и кулинарии для девочек. В рамках секции историко-краеведческого туризма началась теоретическая подготовка к первому небольшому походу, сообщает пресс-служба Таймырского благочиния. С целью воцерковления подрастающего поколения, молодежный центр в дальнейшем планирует проведение занятий по изучению церковнославянского языка. Все занятия Центра заканчиваются общим чаепитием, во время которого духовник Центра, благочинный церквей Таймырского округа, настоятель Собора «Всех скорбящих Радость» г. Норильска протоиерей Михаил Гренадеров проводит с молодыми людьми катехизаторские беседы.
Миссия в колонии
В Арейской исправительной колонии осужденные приняли Таинство Крещения
27 мая 2010 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1825/view
14 осужденных Исправительной колонии № 7 с. Арейское (Красноярское благочиние) приняли Таинство Крещения. Таинство совершил настоятель приходов Сухобузимского и Большемуртинского районов иерей Сергий Рыжов, окормляющий православных заключенных колонии.
Не имея по понятным объективным причинам возможности обеспечить непрерывный предварительный длительный процесс оглашения, занимающееся окормлением пенитенциарных учреждений духовенство Красноярской епархии, тем не менее, сумело организовать успешную катехизацию этой части верующих.
Как было еще раз подчеркнуто на посвященном проблемам религиозного образования и катехизации в епархии недавнем расширенном заседании Епархиального совета, со ссылкой на слова председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия, «катехизация сегодня — это не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовка к церковным Таинствам уже крещеных,.. катехизация рассматривается нами, прежде всего, как полноценное участие людей в жизни Церкви, ее Таинствах, приобщение к практическому опыту молитвы, церковному общественному служению, а не только ознакомление со сводом теоретических знаний о вере». Пожалуй, лучшим свидетельством справедливости этих слов стали просветленные лица осужденных, сподобившихся принять св. Таинство. Как сказал совершивший Таинство иерей, «это — радость приобщения ко Спасителю и созданной Им святой Церкви Христовой».
Безусловно, для осужденных приобщение к евангельским истинам, опыту молитвы и другие возможные в жестких условиях режимной колонии пути к постепенному воцерковлению — при возможности постоянного их духовного окормления священником, особо необходимы для постепенного обретения ими тех духовно-нравственных ценностей, которые в будущем позволят им найти свой достойный путь в жизни.
Крещение было совершено в храме-часовне во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы. Часовня была возведена в прошлом году, а ее внутреннее убранство было создано руками осужденных.
В этот же день иерей Сергий Рыжов окропил святой водой помещения корпуса строгих условий содержания, рабочие помещения и преподал желающим образки, благословив осужденных.
Вопросы духовного и религиозного образования и катехизации в Красноярской епархии
24 мая 2010 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1810/view
В праздник Св. Духа, день памяти свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, 24 мая с.г., по окончании V Кирилло-Мефодиевских чтений «Сквозь века несущие свет», в Красноярском Епархиальном управлении состоялось расширенное заседание Епархиального Совета с участием благочинных церковных округов епархии. Участники заседания обсудили проблемы, задачи и перспективы духовного и религиозного образования в регионе, а также вопросы, связанные с возможностью открытия в Красноярске православной Духовной Семинарии.
В настоящее время разработан и осуществляется комплекс мер по обеспечению возвращения епархии изъятого после 1917 г. и переданного в свое время под Гарнизонный военный госпиталь бывшего здания Красноярской духовной семинарии. Здание, где находилась до революции духовная семинария, расположено в центре города, близ набережной Енисея и парка культуры и отдыха им. Горького (ул. Горького, 2). Членами Епархиального совета и о.о. благочинными церковных округов епархии выражена надежда на содействие со стороны Губернатора и Правительства Красноярского края в обеспечении реституции здания, изначально принадлежавшего Церкви. Обсуждение конкретных путей и сроков решения этого вопроса с руководством края ведется сейчас Управляющим Красноярской епархией Архиепископом Антонием.
В соответствии с Указом Правящего архиерея за №633 от 10 мая с.г., во всех церковных округах епархии начата организация при храмах Катехизаторских курсов. 19 мая с.г. на основании предложений, поступивших от о.о. благочинных, Распоряжениями по епархии были определены главные катехизаторские храмы каждого округа. С учетом поступивших от благочинных предложений, также назначены в каждом округе ответственные за катехизацию. В их обязанности будет входить непосредственное осуществление катехизаторской деятельности в главном катехизаторском храме округа, а также курирование этой деятельности в других храмах округа, которая будет вестись настоятелями и священниками этих храмов. Благочинные будут оказывать ответственным за катехизацию и настоятелям приходов непосредственное содействие в организации и работе катехизаторских курсов в храмах округа, с последующим докладом о результатах работы Управляющему епархией. Взаимодействие ответственных за катехизаторскую деятельность в благочиниях и приходах епархии будет проходить на общеепархиальном уровне при поддержке профильных отделов и структур епархии и благочиний.
По благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония определены следующие главные катехизаторские храмы церковных округов и ответственные за организацию в них катехизаторских курсов: главный катехизаторский храм по Красноярскому благочинию — храм во имя Архистратига Михаила и чуда его в Хонех г. Красноярска, ответственный — настоятель храма протоиерей Василий Жилянин; главный катехизаторский храм по Ачинскому благочинию — храм св. вмч. Георгия Победоносца при Ачинской Православной Гимназии, ответственный — настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца при Ачинской Православной Гимназии иерей Валерий Русаков; главный катехизаторский храм по Таймырскому благочинию — храм Святой Троицы г. Талнах, ответственный — настоятель храма Святой Троицы г. Талнах иерей Даниил Тихонов; главный катехизаторский храм по Минусинскому благочинию — Спасский собор г. Минусинска, ответственный — штатный священник Спасского собора г. Минусинска иерей Сергий Круглов; главный катехизаторский храм по Енисейскому благочинию — Успенский собор г. Енисейска, ответственный — руководитель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, благочинный Енисейского церковного округа, настоятель Успенского собора г. Енисейска протоиерей Геннадий Фаст; главный катехизаторский храм по Канскому благочинию — храм св. Апостола Андрея Первозванного при Канском кадетском корпусе, ответственный — настоятель храма св. ап. Андрея Первозванного при Канском Кадетском корпусе иерей Сергий Смутин; главный катехизаторский храм по Свято-Троицкому благочинию — Свято-Троицкий мужской монастырь г. Туруханска, ответственный — благочинный Свято-Троицкого церковного округа, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Туруханска игумен Агафангел (Дайнеко).
В ходе рассмотрения конкретных вопросов организации катехизаторских курсов в храмах епархии было еще раз обращено внимание духовенства на недопустимость формального, начетнического подхода к организации катехизаторской деятельности, сведения ее исключительно к оглашению подготавливающихся ко Крещению, недопустимость имеющих место случаев категорического отказа в совершении церковных Таинств над людьми, не прошедшими по тем или иным причинам официальных катехизаторских курсов при храме. Участниками заседания была отмечена необходимость организации катехизаторской деятельности в епархии на современном этапе в сотрудничестве с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, а также с учетом получивших благословение священноначалия и рекомендованных Отделом практических и методических наработок в этой сфере церковной жизни по современным формам организации катехизаторской деятельности.
Будут активно использованы, в частности, материалы по теме «Катехизация и таинства в Церкви» XVIII Международных Рождественских образовательных чтений 2010 г., в которых участвовали многие представители духовенства и несущие послушание в сфере религиозного образования миряне Красноярской епархии. Как известно, представляя это направление Чтений в докладе на открытии форума, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий подчеркивал особенности содержания и форм катехизации в настоящий период: «Мы понимаем катехизацию, прежде всего, как избавление от религиозной безграмотности. …В отличие от практики Древней Церкви, катехизация сегодня включает не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным Таинствам уже крещеных. Необходимо воцерковить приходящих в храм людей, сделать их жизнь осознанно христианской. Потому катехизация рассматривается нами, прежде всего, как полноценное участие людей в жизни Церкви, ее Таинствах, приобщение к практическому опыту молитвы, церковному общественному служению, а не только как ознакомление со сводом теоретических знаний о вере. Нам предстоит создание целостной общецерковной системы катехизации, включающей соответствующие структуры и мероприятия по ее развитию на епархиальном уровне, в благочиниях и на приходах. Она должна охватывать все возрастные категории потенциальных прихожан, чьи сердца взыскали живой веры в Бога: детей и их родителей, молодежь и взрослых. Важно также выработать единые принципы и наиболее эффективные ее формы для разновозрастных категорий людей».