Миссионерские письма (часть VI). О Крестных Страданиях Христа и Воскресении.
Письмо учительнице, о свидетельствах существования Бога
И ты, и твоя старушка мать преданы православной вере. С тех пор как вы начали соблюдать заповеди о посте, молитве, милостыне и Причастии, тайны истины открываются вам все больше. Поистине, это верный путь: упражнение в известном приводит к познанию неизвестного. В безмолвной и долгой молитве истина являет себя. Но твое сердце горит желанием направить на путь истины и многих других. Однако люди есть люди: у кого-то ум помрачен ложью, у кого-то сердце окаменело от страстей, и ничего у тебя не получается. Необходим долгий путь очищения. Один рабочий ошеломил тебя вопросом: «Кто мне докажет, что Бог есть?». И ты в растерянности не знаешь, что ему ответить. Сначала помолись за него, а потом скажи так: трава докажет. Если ищешь свидетельства, оно под ногами твоими. Трава зеленая – свидетель, ее родословная восходит к траве, сеющей семя (по роду и по подобию ее, и) дереву плодовитому, в котором семя его на земле (читай книгу Бытия, первую страницу).
Докажут солнце, луна и звезды. Если ищешь свидетельства над головой, свидетели тебе – солнце яркое, луна тихая и стаи звездные. Проследи их родословие – не найдешь конца, пока не дойдешь до того дня и часа, в которые над мраком и хаосом отозвалось слово Божие: да будут светила на тверди небесной, два светила великие и звезды.
Докажет весь мир, докажет воздух. Ищешь ли свидетельства вокруг себя, свидетели тебе – море и воздух, горы и дубравы, замки муравьиные и соты пчелиные и все населяющее воду и сушу, горы и дубравы. Проследи родословную их, не уклоняясь ни вправо, ни влево, но спрашивай о пути каждого из них и дойдешь до того торжественного часа, когда с небес заструился глас любви: Да будет!.. Да будет!.. И бысть.
Докажут осел и вол, по слову пророка, который вопиет: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего: а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет (Ис. 1, 3).
Скажи мне, брат, какая из поднебесных тварей не свидетельствует о Боге? Даю тебе сто лет бесплодной муки, чтобы ты отыскал хоть единую травинку, которая не свидетельствует о величественном бытии Творца своего. Но, чтобы сократить срок напрасного поиска, я помогу тебе найти того, кто не свидетельствует о Господе,– одного-единственного во всей вселенной, одного-единственного! – поврежденного грехом человека.
Свидетельствуют порядок и мера, числа и Божественная гармония всего тварного мира. Свидетельствуют разум и совесть всех святых и праведных душ. Но над всем и вся свидетельствует Сам Господь наш Иисус Христос, в Котором великий и вечный Бог вочеловечился и во плоти явился, пришел к людям, открыл тайны, показал путь, отверз рай. Для тех, кто желал и очами зреть Бога, и ухом Его слышать, исполнил Он желание их, явив Христа. И видели, и слышали, и новой жизнью исполнились.
Так можешь ответить ты той бедной душе, взыскующей Бога, жаждущей видеть и слышать Его. Но это далеко не все, что можно сказать. Это только один букетик с огромной нивы Божией, на которой все свидетельствует о Творце и растет ради того, чтобы свидетельствовать о Нем: да идет и видит! А ты, чадо, продолжай укрепляться в добродетели. Не уклоняйся с пути спасения ни влево, ни вправо. Близок час смертный, а там, по смерти,– Суд Божий о том, как мы, верные, свидетельствовали о Боге. И на Суде том будут два войска человеческих: одно – одесную Господа Славы, которое не постыдилось Христа, а другое – ошуюю от Него, постыдившееся Его в роде сем прелюбодейном и грешном (Мк. 8, 38).
Письмо 24
одной благочестивой семье, на вопрос: «Как воскрес Христос?»
Разве не довольно просто знать, что Он воскрес? Зачем мучить себя вопросом: как Он воскрес? Но поскольку, дорогие мои, об этом спрашивают ваши любовь и восхищение, а не сомнение, мне дорог ваш вопрос.
Подобно тому как в Азии солнце восходит вдруг и день сразу сменяет ночь; подобно тому как от прикосновения к выключателю в темной комнате мгновенно вспыхивает свет, подобно этому было и воскресение Господа. Неслышно и мгновенно.
Спрашиваете ли и теперь с любопытством: как? Думаю, так, как в начале сотворения мира явился свет во тьме. Непросвещенные люди думают: что за огромная фабрика должна обеспечивать мир светом? Что за огромные машины должны быть на этой фабрике? Сколько миллионов лошадиных и слоновьих сил требуется, чтобы приводить в действие эти машины? И сколько миллионов лет должны были они работать, чтобы наконец вспыхнул свет? Никакой фабрики, никаких машин, никаких миллионов и миллионов лет. Никакого усилия вообще. Одно только всесильное слово – явился свет и наполнил собой весь мир: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет [Быт. 1, 3]. И не сказал слово, чтобы слышали его, но только помыслил. Ибо помысл Божий есть то же, что слово. И помыслил Бог: да будет свет; и стал свет. Неслышно и мгновенно.
Таким было и воскресение Христово. Так явился и новозаветный свет, осветивший разумным людям духовный мир. И подобно тому как физический вселенский свет открыл зрению физический мир, так свет воскресения Христова открыл всем разумным людям духовный мир, отечество бессмертных Ангелов. Потому физический свет не ярче духовного; и тот, и другой явились неслышно и мгновенно по всемогущей воле Творца, по неизреченной милости и любви Его.
Вы слышали о том, с какой удивительной легкостью и быстротой талантливые люди создают свои гениальные произведения. Как же тогда Податель всех даров, Творец всех гениев! Разве вы не читали, с какой быстротой и легкостью Господь воскресил дочь Иаира [См.: Лк. 8, 41–56] и сына наинской вдовы [См.: Лк. 7, 11–15]? А Лазаря в Вифании [См.: Ин. 11, 38–44]? Сказал слово и – свершилось! Ибо у Бога все возможно: и что скажет, и что помыслит. Так же Христос и Себя воскресил. Даже легче и скорее. И без слова.
А теперь я вас прошу, дорогие дети, если знаете, что Господь воскрес, больше беспокойтесь о том, как вам удостоиться воскресения. Того, чтобы Он воскресил вас.
Ибо Он воскрес ради вас, чтобы свидетельствовать Собой ваше воскресение, ваше подобие Ему в славе и красоте вечной.
Итак, поклонитесь воскресшему Господу и воспойте Ему песнь утреннюю:
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, И нас на земли сподоби Чистым сердцем Тебе славити! [Стихира пасхальной утрени, глас 6] |
Письмо 27
друзьям, на вопрос:
«Кто мне свидетельствует Христово воскресение?»
Прежде всего об этом мне свидетельствует моя совесть. Потом – разум и воля.
Совесть говорит мне: за столь великое страдание Господа ради блага и спасения людей не могло быть иной награды, кроме воскресения и небесной славы. Невыразимые страдания Праведника увенчались несказанной славой. Это дает утешение и мир.
Разум говорит мне: без сияющей победы воскресения весь подвиг Сына Божия остался бы в гробу, вся Его миссия была бы напрасна.
Воля говорит мне: воскресение Христово спасает меня от колебаний между добром и злом, решительно направляя на путь добра, и освещает мне этот путь, дает силу и вдохновение.
Кроме этих трех голосов, которые во мне об одном и том же свидетельствуют, есть свидетели верные извне. Славные жены-мироносицы, двенадцать великих апостолов, более пятисот иных свидетелей (см.: 1 Кор. 15, 6) – все, кто по воскресении видел и слышал Его, не во сне – наяву, не одну минуту – сорок дней. И огненный иудей Савл, гонитель христиан, свидетельствует мне, что видел он воскресшего Господа, слышал глас Его и исполнил Его повеление. И спустя тридцать лет не хотел отказаться от свидетельства своего, даже когда меч Нерона опускался на главу его. Свидетельствует святой Прокопий, военачальник римский, который отправился было в поход против восточных христиан, но явился ему в пути Господь Иисус Христос и к Себе его обратил. И, вместо того чтобы избивать христиан, предался он добровольно на убиение за Христа. Свидетельствуют тысячи мучеников Христовых, веками в темницах и на плахах Христа исповедавших, от мучеников иерусалимских до новомучеников балканских и новомучеников русских.
Свидетельствуют мне о том и все праведники, которых часто встречаю в жизни, свидетельствуют радостью, когда слышат о воскресении Христа из мертвых. Оно созвучно их совести, оно потрясает их души и радует сердца.
Принимаю свидетельство и от грешников и ненавистников Его, ибо их отрицание воскресения доказывает мне обратное. Мирской суд испытывает показания свидетелей и по степени их правдивости определяет ценность свидетельства. Когда свидетели святые и чистые утверждают, что знают о Христовом воскресении, то радостно приемлю свидетельство их как истинное. Когда нечистые, неправедные и грешные отрицают воскресение, они лишь подтверждают свидетельство первых и укрепляют мою уверенность в истинности воскресения Господа моего. Ибо отрицают не по знанию, а по злобе.
Свидетельствуют многие племена и народы, воскресшие от язычества к просвещению, от рабства к свободе, от болотной тины безнравственности и помрачения разума в свет детей Божиих. И воскресение сербского народа свидетельствует мне воскресение Христово.
Сами слова «воскресение из мертвых» о том же мне свидетельствуют , ибо без Христова воскресения не было бы слова этого в языке человеческом. Когда апостол Павел впервые произнес слова эти в Афинах, искушенные знаниями афиняне удивлены были и озадачены [См.: Деян. 17, 32].
Итак, дети Божии, поздравляю вас и приветствую: воистину Христос воскресе!
Письмо 28
православному сестричеству, о семи речениях Христовых с Креста
Вы хотели знать значение тех семи речений, которые Господь изрек с Креста. Разве оно не ясно?
Первое речение: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят [Ср.: Лк. 23, 34].
Во-первых, этими словами Господь выразил милость Свою к Своим убийцам, которая не иссякала и во время крестных мук Его. Затем Он с Голгофской вершины объявил известную, но для многих непостижимую истину, а именно что злодеи никогда не ведают, что творят. Убивая праведника, себя убивают, а его прославляют. Попирая заповеди Божии, не видят они, как опускается жернов, чтобы стереть их в прах. Кощунствуя, не видят, как их лица превращаются в звериные морды. Опьяненные злобой, они никогда не ведают, что творят.
Второе речение: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю [Лк. 23, 43].
Эти слова обращены к покаявшемуся на кресте разбойнику, они очень утешительны для грешников, которые могут и в последний миг покаяться. Милость Божия безгранична. Господь исполняет Свою миссию даже на Кресте. До последнего вздоха Своего Он спасает всех, кто имеет хоть малейшую волю ко спасению.
Третье речение: Жено! се, сын Твой [Ин. 19, 26].
Так сказал Господь Своей Святой Матери, Которая стояла у голгофского Креста. А Иоанну апостолу сказал: се, Матерь твоя! [Исх. 20, 12] В этих словах Его сыновняя забота, обязательная для всякого по отношению к родителям. Се, Тот, Кто дал людям заповедь: Почитай отца твоего и мать твою [Исх. 20, 12; ср.: Мф. 15, 4], Сам исполняет ее до последнего часа.
Четвертое речение: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? [Мк. 15, 34.]
Эти слова говорят о немощи человеческой, но и прозорливости. Ибо Человек страдает. Но под болью человеческой сокрыта в них одна тайна. Се, только эти слова смогли разрушить ересь, спустя несколько веков потрясшую Церковь: она (ересь.– Ред.) ложно учила, что на Кресте страдало Божество. Однако вечный Сын Божий для того и вочеловечился, чтобы и телом, и душой пострадать за людей и умереть за них, как человек. Ибо, если во Христе пострадало Божество,– значит, Божество во Христе и умерло. А это невозможно. Вдумайтесь как можно глубже в эти великие и страшные слова: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Пятое речение: жажду [Ин. 19, 28].
Его Кровь излилась. От этого – жажда. Солнце с запада било Ему в глаза и, усугубляя муки, страшно пекло Ему лицо. Естественно, что Он жаждал, но, Господи, чего воистину Ты жаждал: воды или любви? Жаждал Ты как человек или как Бог или как человек и Бог? Вот римский воин дает Тебе пропитанную уксусом губку. Это единственная капля «милосердия», которую получил Ты от людей за три часа мук на Кресте! Римский воин умягчает грех Пилата – грех Римского царства по отношению к Тебе, пусть даже и уксусом. За то разрушишь Ты Римскую империю, но на ее месте создашь новую.
Шестое речение: Отче! в руки Твои предаю дух Мой [Лк. 23].
Сын предает дух Свой в руки Отца Своего, чтобы знали, что от Отца пришел, а не по Своей воле, как обвиняли Его евреи. Но слова эти для того еще изречены, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые сочиняют сказки о переселении душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы. Отбросьте фантазии и посмотрите, куда идет дух праведника: Отче! в руки Твои предаю дух Мой.
Седьмое речение: совершилось! [Ин. 19, 30].
Это не значит, что жизнь окончилась. Нет, завершилась Его миссия искупления и спасения рода человеческого. Совершилось и запечатано кровью и смертью Божественное дело единственного истинного Мессии. Завершилось страдание, но жизнь только началась. Окончилась трагедия, но драмы не произошло. Отныне и до века последнее величественное дело – победа над смертью, воскресение и слава.
Письмо 29
образованной девушке, о пяти ранах Христовых
Пишешь мне, что слышала от пожилых людей какую-то «сказку» о пяти ранах Христовых, и спрашиваешь, откуда взялась эта «сказка».
Увы, дочь, читай Евангелие! Увы вам, сербы, не позорьте себя перед землей и небом незнанием своей веры! Оставьте всякое другое учение, пока не научитесь самому главному и самому спасительному. Прежде всех наук – наука о вере, а все остальные науки потом. В Англии каждый читает Священное Писание. Правительство и политики, писатели и обычные труженики стараются свои разговоры, беседы, статьи, книги осолить словами из Священного Писания, чтобы Божественными словами подтвердить, украсить свои человеческие слова, как стеклянные ожерелья бриллиантами украшаются.
А пять ран Христовых не просто слова, а святая реальность, поэтому о них нужно знать больше, чем просто о словах. Две раны на руках, две на ногах, одна в ребрах. Все пять ран от черного железа и от черного греха человеческого, который чернее железа. Прободены руки, которые благословляли. Прободены ноги, которые шли и вели единственно истинным путем. Прободена грудь, из которой в охладевшие человеческие сердца изливался огонь небесной любви.
Допустил Сын Божий, чтобы железом пронзили руки Его за грехи многих рук, чащи рук, которые убивали, крали, жгли, чинили насилие. И чтобы пронзили ноги Его за грехи множества ног, чащи ног, которые неправедно ходили, невинность соблазняли, справедливость попирали, святыни оскверняли, доброе топтали. И грудь пронзили Ему за многие окаменелые сердца, горы каменных сердец, в которых рождались злоба и безбожие, хульные помыслы и скотские желания, в которых веками созревали адские планы брата против брата, соседа против соседа, человека против Бога.
Пронзены руки Господа ради того, чтобы все руки исцелились от греха; пронзены ноги Господа, чтобы все ноги отвратились от грешных путей; пронзены ребра Господа, чтобы все сердца очистились от грешных желаний и помыслов.
Когда грозный Кромвель, английский диктатор, начал отнимать монастырские владения и закрывать монастыри, то в знак народного негодования по Англии двинулась многочисленная процессия. Впереди народ нес хоругви с надписью: «Пять ран Христовых», пел духовные песни, под открытым небом совершалось богослужение. Испугался грозный диктатор; испугался ли он хоругвей или чего-то еще, но умерил свою тиранию.
Да научат тебя, девочка, пять ран Господа нашего приковать пять своих чувств к Богу живому.
Пять ран Господа Иисуса Христа – пять источников Крови пречистой, которой омыт род человеческий и земля освящена. Из каждого из этих пяти источников излилась Кровь Праведника, вся до последней капли. Господь чудотворящий, Который умножил хлеба и пятью хлебами насытил пять тысяч алчущих, умножает непрестанно в тысячах алтарей и Кровь Свою пречистую, чтобы насытить и напоить ею миллионы верных. Это – Святое Причастие, дщерь Христова. На Великую Пятницу припади душой к Пресвятой Богородице у Креста, чтобы и тебя омыла животворящая Кровь из пяти ран Господа, чтобы ты с омытой и ожившей душой, вместе с мироносицами, могла радостно воскликнуть: Христос воскресе!
________________________________________
Свт. Николай Сербский. Миссионерские письма. М., 2005.