Миссионеры идут в поход
Все началось в 1996 году, когда владыка Герман Якутский обратился в Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ) с просьбой прислать священников в те места, куда сам он добраться не успевает. В наиболее отдаленных уголках, отстоящих от Якутска на 2000 километров, нет храмов, целые поколения выросли некрещеными.
Так группа студентов института и клириков Николо-Кузнецкого храма под руководством ректора института прот. Владимира Воробьева отправилась в самую большую в мире епархию, территорией равную пяти Франциям. «Другая страна, — говорили, вернувшись, миссионеры. — Необычно все: природа, климат, люди».
В Якутии сейчас живет около 100 народностей. Больше 50% — русских, примерно 30% — якуты и множество малых народов Севера: юкагиры, эвены, В Якутии дети играют на улице даже в 40-градусный мороз чукчи, эвенки и многие другие. Здесь занимаются рыбной ловлей, охотой, на Алдане действуют угольные шахты. Ходят в лес за грибами — не для отдыха, а чтобы заготовки на зиму сделать, когда есть нечего. Выращивают овощи в теплицах, построенных на теплотрассах (трубы, идущие от ТЭЦ, согревают даже вечную мерзлоту).
У северных народов до сих пор сильны языческие представления и обычаи — «кормление» огня, призывание духов. Люди, живущие в страшном холоде, обожествляют тепло. «Мы беседовали со студентом Якутского государственного университета, и он говорил, что, когда собирается идти в тайгу, обязательно приносит жертву духам огня, без этого просто невозможно, погибнешь, — рассказывает о.Александр Ильяшенко. -Приходят люди на исповедь и каются, что они не только костер в лесу «кормят», но и газовую плиту в домах».
За Полярным кругом чукчи, оленные юкагиры и эвены занимаются оленеводством: у общины крупные стада, доходящие до 10 000 голов. Жизнь здесь суровая, и общая в стране разруха видна особенно сильно. Раньше через порт Зеленый мыс шло снабжение всего региона. Теперь система морского транспортного судоходства расстроилась: в порт приходят одно-два судна в год. В 1996 году миссионеры застали здесь грустную картину: работы нет, что дальше — неизвестно.
Когда-то Колыма была вся покрыта концлагерями. До сих пор сохранились брошенные, пустые бараки и вышки. Миссионеры видели даже кусок рельса, в который били часовые. Колючая проволока в пять рядов, вышка, амбразура для автомата, место для печки (вышка была теплая). Миссионеры не раз останавливались в поселке Амбарчик — бывшем пересыльном пункте Колымских лагерей, — чтобы служить панихиды: именно здесь находится место кончины многих новых мучеников российских. Всего было одиннадцать якутских экспедиций.
Уже в первой, 1996 года (колымские поселки Зырянка, Нелимное, Верхнеколымск, Среднеколымск, Черский, Амбарчик) за три недели крестилось около 1500 человек. В каждом населенном пункте миссионеры задерживались на четыре-шесть дней. За это время успевали организовать несколько бесед для подготовки ко крещению, совершить само таинство, провести небольшой концерт, зайти и в местную школу, и в больницу, и освятить квартиры.
За последние годы в Якутии организовано более 20 православных общин. Здесь всего несколько больших городов, а в основном поселки по 4-10 тысяч жителей, и во многих таких поселках уже зарегистрированы общины. «Здесь очень ждут прихода Церкви, — считает о. Андрей Близнюк, руководитель второй и третьей экспедиций института в Якутию. — Окажись у них опытный священник, он стал бы духовным лидером целого региона».
«Уже много лет прошло с тех пор, как мы в первый раз на Колыме крестили множество людей, и до сих пор оттуда пишут нам и помнят нас, — говорит о. Владимир Воробьев. — Даже одна эта переписка не так мало может. Те, кого мы крестили тогда, стали ходить в местный храм. Они из детского сада построили церковь, хотя у них нет священника, но они туда ходят, молятся там. По временам к ним приезжает священник из Якутска. Жизнь христианская у них все-таки каким-то образом налаживается».