Если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять,
а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение,
а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
(1 Кор. 13, 2-3)
Добрый день, дорогие читатели!
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на еще одну историческую кинокартину, близкую по духу уже знакомым вам «Изумительной благодати» и «Месье Венсану», а также сравнительно новому фильму «Острие копья» (End of the Spear, 2005), о котором мы еще не имели случая поговорить. Интересно в этом контексте, кстати, упомянуть и «Аватара» Джеймса Кэмерона, чтобы сравнить, к примеру, композиционный и идеологический уровень этих картин.
«Миссия» (The Mission, 1986) – британский кинофильм, снятый англо-французским режиссером Роланом Жоффе по сценарию Роберта Болта (1924-95). Имя последнего вы помните по картине «Человек на все времена».
В момент выхода этой картины на мировые экраны, мы жили в другом государстве. Неудивительно, что, несмотря на всемирную известность, кому-то «Миссия» может быть не знакома.
А ведь это фильм-фаворит кинопремий 1986-87 годов: он получил и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, и «Оскар» за лучшую операторскую работу (выдвинут был сразу в 7 номинациях), три премии BAFTA, две премии «Золотой глобус», а также итальянскую премию «Давид ди Донателло».
«Миссия» успела войти в Ватиканский перечень рекомендованных фильмов в категории «Религия», кроме того, в свои списки 50 и 100 лучших ее охотно включают различные христианские издания.
Действие картины разворачивается в Южной Америке в 1750-х годов. Европейцы совсем недавно открыли для себя народы, не просвещенные светом Христианства. Миссионеры отправляются в джунгли, не зная, что ждет их впереди – мученический венец или открытые к проповеди сердца. Впрочем, опасность подстерегает их и со стороны соотечественников, для которых коренное население – не души, ждущие обращения, а всего лишь живой товар.
Трагедия разыгрывается на фоне потрясающе красивой природы. Одна из самых известных и потрясающих сцен этого фильма предваряет на экране первое столкновение соперничающих миров, представленных иезуитским священником – отцом Габриэлем, и наемником и работорговцем Родриго Мендосой.
Волны реки выносят из джунглей к водопаду грубо сколоченный крест, с привязанным к нему человеком. В считанные мгновения распятие срывается с устрашающей высоты и исчезает в пене.
Этот эпизод задает тональность всей картины. Одни христиане готовы жертвовать собой, чтобы заслужить доверие индейцев гуарани, другие, вроде бы тоже христиане, – готовы жертвовать чем угодно ради богатства и власти.
Характерен следующий диалог:
Отец Габриэль: Так теперь вы охотитесь и над водопадом, капитан Мендоса? Мы строим здесь миссию. Мы сделаем из этих людей христиан!
Мендоса: Если успеете.
Именно образ жестокосердного Мендосы, внезапно застигнутого раскаянием, и является одним из самых сильных в кинокартине. Именно его устами создатели фильма цитируют великие слова Первого послания к Коринфянам о смысле и силе любви:
«Если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1 Кор. 13, 2-13).
Мендоса оставляет прежнее и становится помощником отца Габриэля. Теперь ему предстоит служить тем, кого прежде преследовал.
Иезуитские миссии-редукции (резервации), построенные по принципу трудовых коммун, защищали индейцев от работорговцев, продававших их на плантации, и, в то же время, препятствовали развитию этого вида хозяйства, поскольку были лучше организованы и действовали успешнее. Как и в «Изумительной благодати», человеколюбие и справедливость одних людей вступили в острое противоречие с финансово-политической заинтересованностью других.
Миссии иезуитов находились на испанских территориях и, соответственно, были защищены испанскими законами. Независимые иезуитские миссии мешали португальским колонистам, поскольку португальские законы разрешали рабство, а испанские – нет.
Однако Мадридский договор 1750 года, подписанный Испанией и Португалией, по-новому урегулировал границы владений этих двух стран в Южной Америке.
Судьбу католических миссий должен решить Ватикан: при его поддержке миссии могли бы существовать и на португальской территории. Чтобы разобраться в ситуации, в Южную Америку прибывает папский посланник кардинал Альтамирано. Однако один человек не в силах остановить маховик политической машины.
В результате в 1756 году между племенами гуарани и иезуитскими редукциями с одной стороны и объединенными испано-португальскими войсками с другой, разыгралась бойня, известная как война гуарани.
История «Миссии» пролегает от одной сцены мученичества к другой и акцентируется не на диалогах главных героев, а на их поступках. Это глубокая кинематографическая работа, требующая от зрителя сосредоточенности и внимания.
Успех картины обеспечили не только незаурядный сценарий, высокая операторская работа, музыка Эннио Морриконе, но и прекрасный актерский состав: роль отца Габриэля исполнил Джереми Айронс (для знатоков: обратите внимание, как он играет в сериале «Борджиа» (The Borgias, 2011)!), а Родриго Мендосу сыграл Роберт Де Ниро.
Ключевые темы «Миссии» – духовное преображение, мученичество, покаяние, милосердие как на уровне отдельно взятого человека, так и на уровне целых народов. Картина, основанная на реальных событиях XVIII века, в емких и лаконичных образах затрагивает острые социальные и религиозные проблемы.
Однако, вспоминая слова апостола, хочется остановиться на самом главном. Все это не имело бы смысла, не будь это рассказом о Любви, Которая всего больше.
До новых встреч!
Читайте также:
- Десять заповедей
- Горы и пустыни
- Человек на все времена
- Честь Божия
- Святость на экране
- Месье Венсан: наперекор
- Глубина обыденных историй, или что делает фильм христианским?
- Две стороны кинохроники
- Борис Годунов как наш современник
- Мельница и крест
- Нетерпимость