В последнее время Церковь попадает на страницы и экраны СМИ по скандальным информационным поводам, связанным с миссионерской деятельностью отдельных православных активистов. О допустимых формах христианской миссии в современном мире — священник Святослав Шевченко.
Хождение в народ
Для любого миссионера первостепенная задача — определение цели его деятельности. То есть, выражаясь современным языком, что он желает получить на выходе. Думаю, что никто не будет спорить, что главная цель любой христианской миссии — привлечь к Богу, Его Церкви с ее спасительными таинствами максимальное количество людей. По крайней мере, такая цель была у апостолов.
Исходя из цели, определяется целевая аудитория. Здесь еще проще. Короче говоря, миссионер работает с теми людьми, которые до сих пор не в церковной ограде. Для своей миссии он выбирает площадки и необходимый инструментарий: сайты, социальные сети, кинолектории, диспуты, акции, листовки и т. д. Другими словами, специалист совершает «хождение в народ».
Шоковая миссия
К сожалению, сегодня зачастую миссионерство принимает скандальные черты. Мне кажется, что тут подойдет термин — шоковая миссия. Поскольку есть попытки через шокирующие заявления привлечь внимание общества к той или иной проблеме. Огромный минус такой методики заключается в том, что подобные высказывания и выходки вызывают волну негатива по отношению к Церкви, потому что с ней ассоциируется каждый активист, позиционирующий себя православным христианином. И авторы не задумываются над вопросом: захочет ли человек встать на путь исправления и пойти в Церковь, представители которой его публично выпороли?
Именно по этой причине создается впечатление, что современные миссионеры пользуются инструментарием политтехнологов, главная цель которых — засветить своих кандидатов и очернить конкурентов. Ведь, по сути, вся политическая борьба нынче строится на поисках врагов и оппонентов. Другими словами, к власти приходят на контрасте.
Расстрельные списки
Вот и некоторые православные миссиологи ускоренными темпами создают «расстрельные» списки. Например, сегодня «к стенке» поставили женщин, родивших вне брака. В этой связи примечательно как поступил Христос, когда к нему привели женщину, пойманную в блуде. Тогда вокруг собралось множество людей с камнями в руках. Но Спаситель их обезоружил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень» (Ин. 8, 7). Когда не осталось ни одного обвинителя, тогда Иисус сказал ей: «и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 11).
Полезно порассуждать над реальной евангельской ситуацией. Могла бы рассчитывать эта женщина на спасение в вечности, если бы в тот момент Христос ответил толпе в таком духе: дескать, у вас есть закон — поступайте как он велит? Очевидно, что у нее не было бы ни одного шанса исправить свою жизнь.
Рваные клочья
Когда слышу из СМИ об очередном громком скандале с церковными или околоцерковными миссионерами, то мне вспоминаются строчки из странной песни Бичевской: «Мы врага настигнем по его же следу и порвем на клочья, Господа хваля». Мне кажется, что подобный дух не имеет ничего общего с христианством, поскольку Господь, напротив, призвал своих последователей полюбить этих самых врагов, а не превращаться в сектантскую касту избранных для спасения, помечая остальных маркером: «непригоден».
Но общеизвестно: что легко в теории — трудно дается на практике. Хотя из буквоедства никогда ничего хорошего не получалось, кроме рваных клочьев. Святой апостол Павел открыл, почему так случается: «потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Причем, когда эти прописные христианские истины начинаешь объяснять отдельным миссионерам, то следует бурная протестная реакция с навешиванием ярлыков. Обложили со всех сторон: протестуешь против пропаганды содомского греха — «гомофоб», выступаешь против шоковой миссии — «модернист».
Миссионерский совет
Причем я сейчас не проповедую соглашательства со грехом. О пагубности греха нужно говорить открыто, но делать это с любовью, а не с раздражением, «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20). Более того, преподобный Серафим Саровский (его еще не записали в «модернисты»?) дал нам универсальный миссионерский совет: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ведь именно дух творит себе форму, а не наоборот. В противном случае, у миссионера есть все шансы превратиться в маргинала и фрика, которого никто не будет воспринимать всерьез.
На мой субъективный взгляд, нужно переходить от шоковой миссии словом к спокойной миссии делом. Хочешь публично обличить аборты — популязируй многодетные семьи, открывай кабинеты предабортной консультации, оборудуй «Окна жизни». Не нравится порок блуда — помогай проституткам выбраться из этой ямы, пиши статьи о целомудрии, о вреде распущенности и о демографии, рассказывай о счастливых традиционных семьях в теле- и радиопередачах, готовь материалы для соответствующей социальной рекламы. Не нравятся пошлость на театральных подмостках — продвигай сценарии о традиционных ценностях, ставь спектакли в творческих мастерских и на улице.