Митрополит Антоний (Паканич): С ответственности каждого начнется возрождение Украины
Чего должен опасаться монах, должна ли Церковь быть бедной, что поможет выстоять Украине во времена испытаний – на эти и другие вопросы отвечает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской православной церкви.

У каждого верующего, увы, есть что-то в мире, к чему он рискует привязаться больше, чем к Богу чаще всего материальные блага. К чему рискует привязаться монах, давший обет нестяжания?

– Об этом много в свое время рассуждал епископ Игнатий (Брянчанинов). Он был одним из наиболее глубоких аскетических писателей XIX века. Сокрушаясь о том, что в его время подлинный дух монашества был почти забыт, святитель Игнатий писал, что как только монах отвлекается умом от памятования о Боге, он сразу же начинает прилепляться к чему-то земному.

Это главная опасность для монаха. Причем это сосредоточение на земном не означает, что человека увлекает материальное богатство. Вовсе нет. Епископ Игнатий писал, что многие монахи в его время увлеклись, например, изучением различных наук и художеств. И это уже полностью отвлекало их от монашеского делания.

Еще более тонкое искушение состоит в том, что монах может сосредоточить свой ум на собственных телесных подвигах. И тогда в его сердце рождается гордость, он начинает превозноситься над другими. Так что даже без каких-либо явных грехов можно прийти к полному внутреннему опустошению. Потому жизнь монаха принято называть «невидимой борьбой». Полем этой битвы является сердце человека, в котором рождаются страстные помыслы. Монах должен такие мысли точно распознавать и бороться с ними.

Должна ли Церковь быть бедной или богатой?

Церковь не должна быть ни бедной, ни богатой. Парадокс Церкви в том, что она, с одной стороны, обладает всем миром, а, с другой – ничего не имеет в этом мире. Ведь если Глава Церкви – это Сам Христос, Который является Царем всего видимого и невидимого, то мы во Христе также приобретаем особую власть над этим миром.

Но в то же время Христос сказал: царство мое не от мира сего. И Христос на земле ничего не приобретал. У апостола Павла есть парадоксальные слова. В одном из своих посланий он говорит, что покупающие должны быть как ничего не приобретающие; и пользующиеся миром сим должны быть как не пользующиеся. Это и есть парадокс Церкви. Мы должны научиться жить в мире, но быть не от мира. Тогда никакие земные блага не будут обладать нами, не будут разрушать нашу внутреннюю целостность.

Одни считают, что Церковь нечто непоколебимое, как горные вершины или глубина океана. Что внешние потрясения должны быть забыты за дверьми храма. Другие, напротив, требуют от Церкви ясной позиции и активного участия в процессах, происходящих с государством и обществом. Какой из двух подходов, на ваш взгляд, верен?

– Церковь живет в этом мире, и она призвана преображать земную реальность. Христос назвал апостолов солью земли. Этот образ означает, что ученики Христа призваны «осолить» все землю и тем самым спасти ее от духовного тления. Поэтому Церковь не может игнорировать земную реальность.

Но в то же время Церковь – не общественная организация и не политическая партия. Церковь не является субъектом политики, не принимает участия в борьбе за власть, не выступает в поддержку тех или иных политических сил. Задача Церкви в другом. Мы несем в мир слово Евангелия, которое призывает к нравственному преображению, к отказу от греховных страстей. Евангелие – это призыв к святости, который обращен ко всем нам, независимо от политических предпочтений. С этим призывом Церковь должна всегда обращаться к обществу.

Многие «внешние» видят Церковь как некий достаточно замкнутый, «для своих» мир. Виновата ли Церковь в этом? Нужно ли ей вести более настойчивую миссионерскую политику?

– Церковь не имеет права быть «замкнутой». Церковь должна быть открыта к миру, чтобы нести человеку весть о Христе. Миссионерство – не просто одна из задач, но сама суть Церкви. Христос посылал учеников на проповедь. И двенадцать апостолов, которые были простыми людьми, смогли изменить ход мировой истории.

Сделать Церковь «замкнутой» стремились как раз ее враги. В советское время, например, духовенству запрещалось нести служение за пределами храма. Попытки вести миссионерскую деятельность жестко пресекались. Сегодня нам приходится возрождать миссионерское служение.

Должны ли христиане открыто говорить о язвах Церкви и вредит ли ей такая правда? Например, о «голубом лобби», о котором во всеуслышание объявил диакон Андрей Кураев?

– В Церкви, увы, всегда были «язвы». Но христиане должны, прежде всего, стремиться эти недуги лечить. Господь наш Иисус Христос довольно ясно говорит, как следует поступать, если становится известно о недостойном поведении кого-то из членов Церкви. Сначала необходимо обличить такого человека наедине. И если он признает вину и пообещает изменить жизнь, стало быть, вы помогли ему в деле исправления.

Если же человек не послушает обличения наедине, то следует вновь обличить его, но уже в присутствии свидетелей. И уж если и в этом случае он не изменит своей жизни, тогда нужно заявить о проблеме во всеуслышание, перед всей Церковью. Если же человек и Церковь не послушает, тогда он больше не может считаться христианином.

Так учит нас Сам Господь. В этом совете содержится глубинная мудрость. Все наши действия должны быть направлены на спасение человека. И открытое обличение допустимо лишь в случае, если все иные способы вразумить человека уже испробованы. К сожалению, сегодня мы не всегда помним это мудрое наставление.

В событиях последних месяцев мы наблюдали, кроме прочего, столкновение двух разных типов общественного сознания. Для носителей одного из них более органичны самоорганизация и «горизонтальная» демократия (признаки, лежащие в основе гражданского общества). Для носителей другого характерен патернализм, склонность полагаться на лидера и перекладывать на него ответственность за свою судьбу и будущее, да и сам выбор судьбы и будущего. На ваш взгляд, какая из этих двух моделей более, если так можно сказать, христианская?

– Конечно, стремление брать на себя ответственность за судьбу своей страны, за ее будущее – это проявление христианского подхода к жизни. И гражданское общество, которое столь мучительно рождается в Украине, должно быть обществом христианским.

Что же касается «патернализма», то он отчасти обусловлен нашим церковным прошлым. Исторический путь восточного христианства много веков был тесно связан с монархической государственностью. И это не могло не отразиться на менталитете народа, который и сегодня ищет возможности переложить ответственность на плечи правителя.

Я думаю, что сегодня нам нужно, прежде всего, осознать, что именно мы сами ответственны за будущее страны. С этого, наверное, должно начаться и возрождение Украины после всего того, что она пережила за последние месяцы. Это чувство ответственности за страну поможет перенести и те испытания, которые ждут впереди.

Журнал «Направо», №1, 2014

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.