Главная

Митрополит Антоний Сурожский (19.06.1914 – 4.08.2003)

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 37, 2003

image005
4 августа 2003 г. отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Антоний, Митрополит Сурожский. Русская Православная Церковь скорбит о своей потере, потому что земная жизнь почившего Владыки не просто вобрала в себя ее историю на протяжении почти всего ХХ века, но и в значительной степени сама была этой историей.

Владыка Антоний (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца — выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери Владыка был в родстве с композитором А. Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность Владыки, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, и однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова, который, однако, не cумел говорить с мальчиками в подходящем ключе. Вот как вспоминает этот опыт сам Владыка:

“Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве <…> доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость — все рабские свойства, в которых нас упрекают начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил <…> проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу <…> я <…> обнаружил, что Евангелий четыре <…> я решил прочесть самое короткое. И тут я попался <…> потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я, — для римского молодняка. Этого я не знал — но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и <…> между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос. Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос; значит, я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорится, — правда”.

Эта встреча определила всю последующую жизнь, не внешние ее события, а содержание: “…я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа. И тогда, еще подростком, вовремя и не вовремя, на школьной скамье, в метро, в детских лагерях я стал говорить о Христе, каким Он мне открылся: как жизнь, как радость, как смысл, как нечто настолько новое, что оно обновляло все. Если не было бы недопустимым применять к себе слова Священного Писания, я мог бы сказать вместе с апостолом Павлом: Горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9:16). Горе, потому что не делиться этим чудом было бы преступлением перед Богом, это чудо совершившим, и перед людьми, которые по всей земле сейчас жаждут живого слова о Боге, о человеке, о жизни…”.

Сейчас, когда мы как бы заново знакомимся с обширным письменным наследием Владыки, мы с каждой строчкой его проповедей и бесед убеждаемся в том, что главным содержанием его служения было именно радостное (как Евангелие) благовестие о Христе. Все, что он делал, складывалось в сокровищницу духовного опыта, и этот свой опыт он желал и умел передать людям, — именно отсюда столь много личного в его словах.

…После средней школы юноша окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году он был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии молодой врач тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преподобного Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье, после войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. — настоятель храмов святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне; храм святого апостола Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. — архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин), и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах в рамках Западноевропейского Экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Ерёмина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха Западной Европы; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от обязанностей Экзарха ради трудов по устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада численно уменьшаются. Вот свидетельство (1981 г.) д-ра Роберта Ранси, Архиепископа Кентерберийского: “Народ нашей страны — христиане, скептики и неверующие — в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием <…он> говорит о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего <…> Он неустанно трудится во имя боль­шего взаимопонимания между христианами Востока и Запада и открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний — христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины”. Не случайно поэтому степень почетного доктора богословия он получил от Абердинского университета с формулировкой “за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране”. При этом необходимо заметить, что Сурожская епархия не занимается православным прозелитизмом и не спешит принимать в Православие даже тех инославных, которые сами изъявляют такое желание.

Особенность творчества Владыки в том, что он ничего не писал: его слово рождалось как устное обращение к слушателю, — не к безликой толпе, а к каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печаталось по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-е годы и переведены на многие языки мира. За последние годы труды Владыки широко издаются в России отдельными книгами и публикуются на страницах периодической печати, как церковной, так и светской. Совокупный тираж изданий трудов Владыки приближается к миллиону экземпляров.

В России слово Владыки звучало многие десятилетия в религиозных передачах русской службы Би-би-си; его приезды становились событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь, в первую очередь — проповедь Евангельской любви и свободы, имела громадное значение в советские годы. Духовный опыт, который не только носил в себе, но умел передать окружающим митрополит Антоний — глубоко личностные (хотя не замкнутые в личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним лицом к лицу человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, предстает свободным участником этой встречи. Его проповедь заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов — тот, кто чисто молится; богослов — тот, кто знает Бога Самого…

Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973 г.), митрополит Антоний был почетным доктором богословия Московской Духовной академии (1983 — за совокупность научно-богословских и проповеднических трудов), а также Кембриджа (1996) и Киевской Духовной академии (2000).

Митрополит Антоний — участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях 1000-летия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968–1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990). Имеет награды: Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), ордена святого Равноапостольного Великого князя Владимира II ст. (1961), святого Андрея (Константинопольский Патриархат, 1963), премию Броунинга (США, 1974 — “за распространение христианского благовестия”), Ламбетский крест (Англиканская церковь, 1975), ордена преподобного Сергия Радонежского II ст. (1979), святого Равноапостольного Великого князя Владимира I ст. (1989), святого благоверного князя Даниила Московского I ст. (1994), преподобного Сергия Радонежского I ст. (1997), святителя Иннокентия Московского II ст. (1999), святителя Макария, митрополита Московского II ст. (2002), Никейский крест (Англиканская церковь, 2003).

В феврале этого года митрополиту Антонию сделали операцию по поводу злокачественной опухоли, затем провели курс облучения, но метастазы были уже слишком распространены. По слову священника Иоанна Ли, который почти неотлучно был при Владыке последние недели и дни, в феврале тому приснилась его бабушка и молча показала ему календарь, который быстро прокрутил несколько месяцев и остановился на августе…

Архиерейский Собор, заседавший в Сарове по поводу столетия прославления преподобного Серафима, определил Владыке быть отныне на покое, высоко оценив его деятельность на благо Русской Православной Церкви и Вселенского Православия. Через несколько дней Господь призвал к Себе Своего служителя.

Отпевание и погребение митрополита Антония состоялось 13 августа. Сразу после известия о его кончине, в понедельник 4 августа, в лондонском Успенском соборе была совершена первая панихида; в последующие дни панихиды совершались дважды в день, в 12.30 и в 18.30.

Святейший Патриарх Алексий немедленно отозвался посланием Сурожской епархии (оно было обнародовано на русском и английском языке на сайте епархии и помещено на доске объявлений в соборе) и благословил прибыть на похороны митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, Патриаршему Экзарху всея Беларуси. Гроб с телом почившего был поставлен в соборе в понедельник 11 августа, и после панихиды там началось чтение Евангелия; читали не только священники и клирики, но все желающие, попеременно на русском и английском языках. Во вторник храм был открыт весь день, продолжалось чтение Евангелия, проститься со своим архипастырем приходили священники и миряне Сурожской епархии; многие приехали и из других стран — России, Франции, Голландии, Америки… Во вторник вечером была совершена заупокойная утреня, во время которой митрополит Филарет зачитал соболезнование Сурожской епархии от своего имени и от имени своей паствы; после службы продолжалось чтение Евангелия.

В среду 13 августа (такой долгий срок между кончиной и погребением — обычная практика британских похоронных служб) Божественную литургию совершили два викария почившего митрополита, архиепископ Керченский Анатолий и епископ Сергиевский Василий в сослужении архиепископа Корсунского Иннокентия, главы епархии Московского Патриархата во Франции.

В 11 часов началось отпевание, которое возглавил митрополит Филарет в сослужении архиепископа Фиатирского Григория, главы епархии Константинопольского Патриархата в Великобритании, и упомянутых выше архиереев, а также 26-ти священников — из Сурожской епархии и приезжих. В храме было полное ощущение присутствия почившего архипастыря, прослужившего в нем почти 47 лет, а несколько последних десятилетий и жившего здесь же. Каждый из собравшихся на службу был связан с почившим личной, живой связью любви и благодарного почитания. В конце владыка Филарет сказал:

“Прости нас, Владыка и отец, брат и сослужитель, мудрый наставник и пастырь-душепопечитель, и по отшествии своем от земли во обители небесные помни о нас, верно чтущих тебя. Сказанное слово и Патриарха и Синода и паствы нашей еще раз свидетельствует о той большой любви, которую мы питаем к тебе. Сегодня конец словам, сегодня вступает в силу молитва о упокоении твоей души. И как в живых молился и горел любовью к Богу, так не преставай и на небеси быть ходатаем о меньшей братии, о сотаиннниках твоих, о всех верно помнящих и почитающих тебя. Царство тебе небесное и вечный покой!”.

Затем выступили архиепископ Григорий, епископ Сергиевский Василий (к которому перешло управление Сурожской епархией) и архиепископ Кентерберийский. Митрополит Филарет сам провозгласил “Вечную память”, и под пение стихир прошло последнее прощание с почившим.

Погребение состоялось в 15.30 на Старом Бромптонском кладбище (Old Brompton), в месте, где в 1957 и 1958 гг. были похоронены бабушка и мать владыки Антония (отец скончался и похоронен в Париже в 1937 г.). Кладбище находится в том же районе Лондона, что и Успенский собор; многие успели приехать из храма прежде, чем появились автобусы с гробом, священнослужителями и хором. Последняя лития была совершена епископом Василием, гроб опустили в могилу, митрополит Филарет бросил первую горсть земли, за ним — священнослужители и все собравшиеся. Была брошена и горсть земли, привезенная из России. В то время, когда в могилу бросали землю, раздавались Пасхальные песнопения.

Теперь на этом месте земляной холмик и деревянный крест. И немного цветов: еще до похорон было сделано объявление: просьба вместо цветов сделать вклад в помощь хоспису, в котором владыка Антоний провел немногие последние дни своей земной жизни.

На отпевании присутствовали представители других православных общин Лондона, инославные священнослужители, представитель Российского посольства, посол Грузии, представитель принца Уэльского. На смерть митрополита Антония отозвались некрологами центральные британские газеты: “Таймс”, “Гардиан”, “Дейли Телеграф”, “Индепендент”…

Как сказал епископ Василий, закрывая лицо почившего покровом, наш архипастырь прошел за завесу, видит теперь больше, чем видел при жизни, хотя и в земной жизни ему были свойственны дальновидность и прозрение, будь то путей Русской Церкви, созданной им епархии или каждого из нас…

До сорокового дня (12 сентября) в лондонском Успенском соборе панихиды совершались дважды в неделю — по понедельникам и четвергам. Найти могилу на кладбище легко: кладбище расположено между улицами Old Brompton road и Fulham road, ближе к последнему входу есть часовня, прямо от нее идет центральная дорога через все кладбище. Став спиной к часовне, в нескольких шагах слева можно видеть свежий холмик и деревянный крест с табличкой: Metropolitan Anthony of Sourozh.

Несмотря на нашу глубокую скорбь, в нас крепнет и радость; должно быть, та самая, семена которой всю свою жизнь сеял великий православный проповедник. Труд его был принят Господом; мы не можем не радоваться тому, что почивший Владыка достиг венца своих стремлений и упований. Он был великим молитвенником и подвижником, но и молитва, и духовный подвиг, и предстояние пред алтарем были для него не самоцелью, а помощью в том благодатном порыве, который определил всю его жизнь и был передан им сотням тысяч сердец, жаждущих Бога: в его чистом устремлении к богообщению. Владыка очень часто повторял, что человек должен общаться с Богом лицом к лицу. Теперь для него рухнули последние преграды.

Глубокое почитание памяти Владыки отчасти отражается в словах, сказанных после его кончины одним из московских священников: “Он свидетельствовал утратившим веру в Бога о вере Божией в человека, взывал к нашему сыновству и преподал уроки свободы и стояния в Боге.

В минуту жизни трудную мы притекали к нему, ища единого на потребу. Владыка был любящим и открытым наставником и старшим другом во Христе даже тем, кто никогда его не видел. И ныне, преходя от смерти в живот, ко Творцу и Подателю всяческих, святителю отче Антоние, молим ти ся, не остави нас святыми твоими молитвами”.

Его Преосвященству, преосвященнейшему Василию, епископу Сергиевскому, управляющему Сурожской епархией

клиру и пастве Сурожской епархии

Ваше Преосвященство, дорогие братья и сестры!

С глубокой скорбью вся полнота Русской Православной Церкви восприняла горестную весть о кончине видного иерарха и авторитетного духовного пастыря Высокопреосвященнейшего митрополита Сурожского Антония.

Кончина владыки Антония — это огромная потеря не только для верующих Великобритании, но и для всего православного мира. Покинул мир сей человек, который для многих стал поистине отцом и другом, остановилось сердце, горячо любящее Бога и Его Святую Церковь, умолкли уста неутомимого проповедника Евангельской истины, и с особой остротой воспринимаются ныне горькие слова святого пророка Давида: Дничеловека — как трава; как цвет полевой, так он отцветает (см. Пс 102:15).

Ныне душа блаженнопочившего митрополита Антония предстоит Богу, к Которому всегда стремилось его горячее сердце. Мы верим, что смертью его, как и жизнью, возвеличитcя Христос, ибо, по слову Апостола, для каждого верного служителя Божия жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп 1:20–21).

Выражаем Наше глубокое соболезнование Преосвященным Владыкам, клиру и пастве Сурожской епархии и всем духовным чадам почившего архипастыря. Всемилостивый Господь не оставит вас сирыми, ибо благодать Его не оскудевает. По завету апостола Павла укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими… Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидитГоспода (Евр 12:12–14).

Мысленно даю почившему архипастырю и сослужителю Нашему последнее целование и молюсь об упокоении его души.

Да упокоит Господь душу блаженнопочившего митрополита Антония в селениях праведных.

Алексий,

Патриарх Московский и всея Руси

Слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, по совершении великой панихиды у гроба блаженнопочившего митрополита Сурожского Антония

(Лондон, 12 августа 2003 года)

Преосвященные архипастыри, боголюбивые отцы, дорогие братья и сестры!

Весть о кончине митрополита Антония заставила с болью сжаться сердца тысяч православных христиан Белой Руси. Ныне осиротели те, для кого владыка Антоний стал духовным наставником и богодухновенным собеседником; для кого слово почившего на далеких Британских островах архиерея стало живой водой, утоляющей жажду души; для кого образ, слово и дело богомудрого старца указали путь в Царство Небесное. Таковых искренних почитателей и молитвенников владыка Антоний приобрел в Белорусской Православной Церкви немало благодаря своим книгам, проповедям и беседам. Сегодня мы с особой теплотой вспоминаем визиты Сурожского архипастыря в Беларусь, наши совместные богослужения и молитвы в Минском кафедральном соборе и в Свято-Успенском Жировичском монастыре, его искренние и многополезные беседы с духовенством и мирянами…

Слово владыки Митрополита доселе отзывается благодатным эхом в любящих и почитающих его наших сердцах. И потому ныне мы вместе с вами глубоко переживаем отшествие из земного мира сего верного служителя Господня и молимся о водворении новопреставленного митрополита Антония в Обителях Отца небесного.

До последних дней своих владыка Антоний заботился и печаловался о созданной им Сурожской епархии, о ее пастырях и чадах. Он всегда пребудет в нашей памяти великим строителем Церкви Христовой.

В судьбе почившего Владыки отразилась трагедия и слава прошедшего и наступившего столетий: долгие годы он был утешителем многострадальных старших поколений русской диаспоры; он по-христиански проводил в путь всея земли тех, кто видел и помнил свое Отечество до трагического излома нашей истории. Он благословил и новые поколения наших соотечественников, в рассеянии сущих. Митрополит Антоний собрал, подобно орлу, под крылья свои всех, искренне желавших приобщиться Святому Православию в пределах Сурожской епархии. И вот, насыщенный днями (Иов 42:17) блаженный святитель с миром переступил порог Вечной Жизни, пробыв “на покое” лишь пять дней…

Вечная и благодарная память дорогому владыке Антонию, неустанному проповеднику Слова Божия и благоустроителю церкви Христовой, сумевшему соединить своими выдающимися дарованиями разорванные времена и разметанные судьбы, и внити в Дом Божий рука об руку со своей огромной паствой, рассеянной везде, где услышано сказанное им слово. И да будут эпитафией для него и духовным завещанием для нас слова Святого Евангелия: Блажени слышащии слово Божие и хранящиие (Лк 11:28)**.

**Редакция благодарит Е. Л. Майданович за предоставленные ею материалы. Нами использованы также материалы, размещенные на сайтах Сурожской епархии, ОВЦС и Православной энциклопедии.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.