Когда началась антицерковная кампания в украинских СМИ, ко мне начали обращаться многие люди с вопросом, как на это реагировать, чем они могут помочь. Мой ответ был однозначным: ходите в храм на литургию, молитесь и причащайтесь. Если все, кому небезразлично торжество Истины, сплотятся вокруг храма и будут молиться о мире и спасении, то враг никогда не сможет нам навредить. Как говорит блаженный Августин: «Проси в молитве не легкой ноши, а крепких плеч».
Ложь имеет характерный признак – она обличает саму себя. Ведь можно обмануть человека один или два раза, но если это превращается в систему, то она, так или иначе, нивелирует все свои посылы, и люди перестают обращать на нее внимание. Никто не будет серьезно воспринимать информацию из источника постоянной лжи. И тот, кто пользуется ложью как инструментом борьбы, на самом деле умножает на ноль все свои усилия и строит замок на песке.
Лживые и агрессивные информационные атаки против Церкви в СМИ и применение грубой физической силы против верующих, захваты храмов – это звенья одной цепи. Подобные методы, во-первых, говорят о несостоятельности наших оппонентов – не имея поддержки среди православных украинцев, они могут рассчитывать только на грубую силу; во-вторых, показывают свое истинное лицо. Как говорит Священное Писание: кто кому служит, тот тому и раб (см. Рим. 6:16). И если эти люди используют ложь и провокации, захватывают храмы и сеют ненависть, злобу, вражду, то совершенно очевидно, кому они на самом деле повинуются.
Украинская Православная Церковь сегодня действительно столкнулась с беспрецедентным давлением, и трудно поверить, что в ХХІ веке мы увидели средневековые, варварские, тоталитарные подходы к решению религиозных противоречий. Нарушаются фундаментальные права и свободы человека, гарантируемые ему Конституцией. Верующих людей фактически объявили вне закона.
Церковь с ее двухтысячелетним опытом уже не раз переживала подобные испытания. У нас перед глазами подвиг новомучеников. Да и старшее поколение наших иерархов – это люди, которые не понаслышке знают, что такое безбожные гонения. Священнослужители пронесли свою веру сквозь жернова мощной тоталитарной машины советского государства, после многих лет воинственного безбожия отстроили заново наши храмы, вернули из небытия монастыри и семинарии, да и саму религиозную жизнь нашего народа начали возрождать из пепла. И когда мы видим сегодня, как воинственные молодчики под руководством лжепастырей громят наши приходы, становится ясно, что самого главного они так и не поняли – Церковь не в бревнах, а в ребрах.
Неужели страшный ХХ век так ничему нас и не научил? Сколько было пролито крови, сколько страданий человеческих. И где сейчас все эти гонители Церкви, которые поставили задачу уничтожить ее и использовали для этого колоссальный ресурс абсолютной власти, не ограниченной никакими моральными принципами? Чем закончились их дела? И понимают ли люди, захватывающие сегодня храмы, что поставили себя в один ряд с деятелями кровавого безбожного тоталитаризма? Думаю, это вопрос риторический.
Как Церковь может этому противостоять? Я отвечу словами святителя Филарета (Дроздова): «Пусть клевещут на истину; пусть ненавидят любовь; пусть убивают жизнь: истина оправдается; любовь победит; жизнь воскреснет».