Митрополит Белгородский Иоанн: Миссионерская деятельность не заканчивается принятием таинства Крещения
В Москве вчера открылся пятый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской православной церкви (РПЦ). Мероприятие, в организации которого принимают участие миссионеры со всей России, призвано найти новые подходы в катехизации. Какие изменения произойдут в миссионерской работе Русской Православной Церкви, корреспонденту “Ъ” ПАВЛУ КОРОБОВУ рассказал руководитель синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский ИОАНН (ПОПОВ).
— Как часто собирается съезд?

— Миссионерский съезд проводится раз в четыре года. Его значение определяется теми вопросами, которые священноначалие ставит перед миссионерами.

— Какова повестка дня съезда?

— Если на предыдущем съезде главным вопросом была миссионерская ответственность мирян, то нынешний съезд проходит в другой ситуации, когда Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл и священноначалие нашей Церкви разработали стратегию привлечения мирян к миссионерской деятельности, которая нашла свое отражение в Синодальных определениях, в определениях Высшего Церковного Совета. Сейчас работает целая система подготовки миссионеров из мирян, чего не было раньше. Сегодняшняя повестка съезда сформировалась на основании тех потребностей вызовов в развитии просветительской деятельности церкви и ее апостольства, которые стали очевидными в последнее время.

— Где осуществляется миссионерская деятельность?

— Прежде всего это развитие приходской миссии: неслучайно, что в июле 2014 года Священный синод принял специальное постановление о приходах Русской православной церкви, где большое внимание уделялось внутриприходской миссии. Сегодня приход является для миссионеров одновременно и некоей задачей по созданию евхаристической, то есть приходской общины, и в то же время приход является местом воцерковления, воспитания. Миссионерская деятельность не заканчивается принятием таинства Крещения. После Крещения христианин не перестает быть тем, к кому обращена миссия. Поэтому чувство общинности, ответственности за приход должны проходить в атмосфере как внутри приходской миссии, так и во внешней миссии прихода. Через составление карты миссионерского поля прихода организуется миссионерское служение. Эта карта включает в себя такие особенности, как демографические данные, сведения о религиозном и национальном составе населения, наличии и деятельности неправославных религиозных организаций и деструктивных культов и объектов миссии. Из этой приходской миссионерской карты формируется карта благочиния, затем из карты благочиния путем сложения возникает миссионерская карта епархии.

— Какие существуют трудности в миссионерской работе?

— Как строить миссию внутри прихода, как сделать каждый приход миссионерским, как воцерковлять людей — вот главные вопросы нашей миссионерской деятельности сегодня. Помимо этого важные вопросы стоят перед миссионерами в информационном пространстве: защита церкви перед лицом секулярного мира, деятельность представителей христианских и нехристианских проповедников. Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир и подсказать людям возможность правильно действовать в условиях сегодняшнего дня.

Есть острые проблемы миссионерской деятельности, касающиеся вновь созданных епархий. На предварительных конференциях, прошедших в преддверии съезда, мы обсудили данные проблемы, в частности организацию максимально эффективной и адресной миссии в таких епархиях. В период подготовки к съезду обсуждались вопросы культурной миссии среди мигрантов. Совместно с отделом по взаимодействию Церкви и общества, возглавляемым протоиереем Всеволодом Чаплиным, Синодальным миссионерским отделом была проделана большая работа по подготовке концепции культурной миссии среди мигрантов для предотвращения религиозного экстремизма и прозелитизма. Сегодня мы понимаем, что с 1 января 2015 года, когда в силу вступит закон об обязательном изучении русского, основ права, языка и культуры России мигрантами, необходимо сделать все, чтобы наша культурная миссия была направлена на созидание мирного добрососедства.

— В свое время на третьем съезде предлагалось: «разоблачать деятельность псевдохристианских и неорелигиозных организаций и объединений, которые носят скрытый характер, и ее масштабность не уменьшается, так как они стремятся проникнуть во все сферы общественной жизни, прежде всего в образование и культуру». Как происходит работа в этом направлении?

— Что касается деятельности псевдохристианских и неорелигиозных организаций, необходимо отметить, что в связи с происходящими на Украине событиями деятельность подобных организаций приобретает все более агрессивный характер. Вместе с беженцами (вынужденными переселенцами) с Украины пытаются проникнуть представители подобных организаций, которые раньше не были распространены у нас. И эту новую реальность мы обязаны учитывать.

Также очень важно направление, связанное с распространением среди определенной части общества идей неоязычества. Эти и другие вопросы мы будем обсуждать на предстоящем съезде. Уверен, что с Божией помощью мы выработаем новый взгляд и новые подходы к этим вопросам.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.