Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с праздником Богоявления! В этот особенный для нас день Господь вошёл в воды реки Иордан. Все люди заходили туда в знак своего покаяния — они исповедовали свои грехи перед Иоанном Предтечей, и он их омывал в водах Иордана, — но Христос в этом не нуждался, у Него не было грехов. Он вошёл в эти воды для того, чтобы освятить их Своим пришествием, положить начало таинству, через которое мы все становимся членами Церкви, умирая для греха и возрождаясь для новой жизни.
Во время таинства Крещения читается Апостол. И там есть слова о том, что мы умираем со Христом и вместе с Ним воскреснем. Трижды погружаясь в воду, человек умирает вместе со Христом, Который умер ради наших грехов на Кресте, а восходя от воды, воскресает вместе со Христом. В таинстве Крещения именно это каждый из нас обещал сделать, или за нас это обещали крёстные родители. Но что это значит — умереть и воскреснуть со Христом? Это значит умереть для всего, что является грехом, что не ведёт к Богу. Только умерев, мы оживаем для подлинной, духовной жизни. Для того, чтобы жить, нужно умереть.
Если мы будем пытаться сидеть на двух стульях — жить и для греха, и для Бога, наша жизнь будет разделена на части, и для нас не будет никакого толка. Когда мы будем надеяться получить счастье от греха, нас будет мучить совесть, что мы уходим от Бога. Приближаясь к Богу и не оставляя грех, мы не сможем получить от Него никакой радости. Душа будет не чистым сосудом, а осквернённым, и благодать в неё войти не сможет.
В духовной жизни существует такой закон: для того, чтобы жить с Богом, нужно отказаться от греха. Об этом проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча. Об этом — сегодняшний праздник. Он не про воду. Мы всегда ошибочно думаем, что самое главное — это вода. А самое главное — то, о чём рассказал Иоанн Креститель, о чём мы сегодня слышали в Евангелии.
Предтеча собирал людей и говорил им о покаянии. И слова его звучали примерно так: Христос к нам пришёл, Он уже среди нас, и мы Его должны будем встретить. Но для нас не будет никакого смысла в этой встрече, если мы будем продолжать грешить — воровать, блудить, лицемерить, унижать друг друга, злословить.
Мытарям он говорил: не берите больше, чем вам положено, — вы же на работе. Воинам говорил: никого не обижайте, не пользуйтесь силой, чтобы унизить слабого, и будьте довольны теми оброками, что вам дают, а не отбирайте, потому что вы сильнее. Фарисеям он говорил, чтобы они не лицемерили, соблюдали закон не только на словах.
Можно ли эти слова сегодня отнести к нам? Можно. И в этом суть праздника: чтобы мы задумались, по совести ли мы живём. Наша вера — это святая вода или жизнь по совести? Что для нас важнее — держать в доме святую воду или жить по совести? Можно принести святую воду и вечером, и утром, и в обед. Можно хоть полностью облиться святой водой, но от этого не будет никакого толку, если мы не будем жить по совести. Если даже мы будем пить святую воду с утра до вечера, это не поможет. Благодать так не действует. Это не безликая сила: её Господь даёт тому, у кого чистое сердце, кто творит добро и борется со злом — не где-то снаружи, а в себе.
Мы всегда ищем зло вокруг нас: кто тут у нас самый злой? Отец, жена, муж, тёща, брат, сват, зять… Бороться со злом нужно внутри себя, спрашивать: где тут моя гордыня, моя злоба, моя лень, лукавство и лицемерие? Мы часто себя не видим, видим только других. А нужно в себе это найти и бороться. И об этом сегодняшний праздник.
Об этом пророк Иоанн Предтеча говорил людям. Он их обличал, но они исповедовали свои грехи, входили в воду и, выходя, ждали Мессию в надежде, что Он даст им силы дальше жить с обновлённой совестью, по Его воле. Так и мы должны приходить к Богу с покаянием, а не с большой бутылкой, чтобы набрать в неё святой воды. Вода нам не поможет, если мы не будем каяться в своих грехах.
Бог в помощь всем нам. Поздравляю вас с праздником!
Горловская и Славянская епархия