В этом марте христианский мир получил не только нового папу Римского, но и нового главу Англиканской церкви — интронизация архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби прошла 21 марта. Председатель Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Волоколамский Иларион, возглавивший делегацию РПЦ на торжествах в Кентербери, в интервью журналистке РИА Новости Ольге Липич рассказал о перспективах отношений Англиканской церкви при Уэлби с Московским патриархатом, о взаимодействии православных, протестантов и католиков в отстаивании традиционных представлений о христианской нравственности в Европе, о притеснении христиан в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока и Африки.
– Ваше Высокопреосвященство, новый архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби считается консерватором, в отличие от своего предшественника Роуэна Уильямса, десять лет возглавлявшего Англиканскую церковь. Сплотит ли это христиан в отстаивании традиционных взглядов на брак (как союз мужчины и женщины), проблема усыновления детей однополыми парами, священство, клонирование, эвтаназия и другие вопросы, вызывающие в последние годы острые общественные дискуссии, особенно в Европе? Увеличиваются ли шансы сторонников традиционных духовно-нравственных ценностей на победу в этой дискуссии и ее законодательное закрепление, или постепенное поражение в противостоянии с секулярным миром неизбежно?
– Новый глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби считается традиционалистом в вопросах морали. На мой прямой вопрос об отношении Церкви Англии к однополым союзам, заданный в присутствии представителей поместных православных Церквей, прибывших на его интронизацию, он ответил: «Позиция Церкви Англии по вопросу брака совершенно однозначна. Это записано в наших канонах, и недавно мы вновь подтвердили, что брак есть пожизненный союз мужчины и женщины. При этом в нашем обществе мы как христиане признаем абсолютную ценность человеческой личности, сотворенной Богом. Мы не можем признать иные союзы, кроме брака, но мы, как и Спаситель по Своей благодати и милости, совершаем миссию среди людей, в их немощах. В пастырском служении мы стараемся являть любовь Христову людям таким, какие они есть. Однако мое личное убеждение неизменно: брак – это пожизненный союз мужчины и женщины».
Архиепископ Джастин Уэлби поддерживает стремление большинства епископата своей Церкви противодействовать попыткам внедрения обрядов благословения подобных союзов. В Англиканской церкви по данному вопросу существуют серьезные разногласия, поэтому архиепископ призвал к созданию условий для открытого обсуждения проблемы, чтобы все вещи при этом назывались своими именами, а не с помощью намеков и аллегорий.
Можно предполагать, что новый духовный лидер Англиканского содружества готов отстаивать библейское понимание семьи как брачного союза мужчины и женщины. Это, безусловно, может создать прочные основы для успешного взаимодействия между православными и англиканами в противостоянии опасным тенденциям современной общественной жизни.
– Как вступление в должность нового архиепископа Кентерберийского повлияет на отношения англикан с православными? Появится ли перспектива развития взаимодействия Англиканской церкви с Московским патриархатом в каких-то вопросах?
– Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Архиерейском соборе в феврале нынешнего года еще раз подчеркнул, что Русская православная церковь в межхристианских диалогах «стремится найти союзников в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей». Исходя из этого, одним из основных направлений развития диалога с Англиканской церковью является стремление объединить наши усилия в сфере защиты европейского христианского наследия в области отстаивания норм общественной нравственности, основанных на евангельском учении.
У нас широкие перспективы развития совместных социальных и образовательных проектов. Надеюсь, что Церковь Англии и Церкви Англиканского сообщества будут прислушиваться к голосу православных верующих и осознают свою ответственность за продолжение нашего взаимодействия.
– Каковы сегодня численность и состояние приходов, перешедших в недавнее время в форме ординариатов в Католическую церковь из Англиканской в связи с либерализацией последней? Изменится ли, на ваш взгляд, положение вещей после интронизации Джастина Уэлби и нового Папы Римского Франциска?
– В настоящее время для общин и священнослужителей, переходящих из англиканства в Римско-католическую церковь, учреждены три персональных ординариата: ординариат Божией Матери Уолсингемской в Великобритании, ординариат Престола святого Петра в США и Канаде, а также ординариат Божией Матери Южного Креста в Австралии. Эти структуры были созданы в соответствии с Апостольской конституцией Папы Бенедикта XVI Anglicanorum Coetibus, опубликованной 9 ноября 2009 года. Данный документ устанавливает нормы, по которым англиканские священнослужители и миряне, несогласные с либеральными переменами в англиканском мире, смогут переходить в Римско-католическую церковь, сохраняя при этом свою богослужебную практику и каноническую независимость от латинской иерархии.
Женатые англиканские клирики смогут стать католическими священнослужителями только с особого разрешения Святого Престола, которое дается отдельно в каждом конкретном случае, после чего они должны быть заново рукоположены. Англиканские женатые епископы могут быть рукоположены только в диаконский или священнический сан. Богослужения проходят в основном в местных католических храмах. К настоящему моменту эти три ординариата насчитывают около трех тысяч мирян и восьмидесяти священников.
– Что вы думаете о перспективе создания аналогичных ординариатов для лютеран из Германии и Швейцарии, также желающих перейти в юрисдикцию Ватикана?
– С подобным предложением со стороны Римско-католической церкви выступили председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох и префект Конгрегации вероучения архиепископ Герхард Людвиг Мюллер. В ответ генеральный секретарь Всемирной лютеранской федерации пастор Мартин Юнге заявил, что создание ординариата для лютеран является нежелательным и повлечет за собой значительную напряженность в межхристианских отношениях. Поскольку со стороны лютеран не было высказано официальной просьбы о создании специальных ординариатов, считаю, что рассуждать об этом пока преждевременно.
– Насколько важна смена глав некоторых поместных православных Церквей за последнее время? И как с учетом всех упомянутых изменений с новым архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби и новым Папой Римским Франциском видится вам дальнейшее развитие межхристианского взаимодействия? В каких регионах и в каких вопросах оно необходимо прежде всего?
– Как я уже говорил, основной сферой межхристианского взаимодействия является защита традиционных христианских ценностей перед лицом вызовов секулярного мира. Мы имеем очень близкие позиции по вопросам христианской нравственности и антропологии как с католиками, так и с многочисленными представителями Англиканской церкви. Полагаю, что христианам в современном мире надлежит глубже осознать необходимость объединения усилий, чтобы противостоять агрессивному секуляризму, размыванию основ общественной нравственности, кризису семьи.
Особую актуальность сегодня приобретает межхристианское сотрудничество в области защиты христиан от дискриминации и преследования в странах Северной Африки, Ближнего Востока и ряде других регионов.
На Ближнем Востоке в течение последних десяти лет против христианства идет необъявленная война: ее жертвами стали сотни тысяч христиан, лишившихся жизни или родины. Лишь одна десятая часть осталась от некогда полуторамиллионного христианского населения Ирака. Почти не осталось христиан в Ливии, Афганистане, Пакистане. Жестокой дискриминации и физическому истреблению подвергаются христиане тех районов Сирии, в которых власть оказывается в руках так называемой оппозиции, вооружаемой западными державами. В очень тяжелом положении оказались христиане Египта.
Преследования христиан происходят и во многих других странах. Не говорю уже о том, что в секулярной Европе и других странах западного мира христианам все труднее и труднее отстаивать свое право на жизнь в соответствии с христианскими нравственными нормами.
Все это должно заставить христиан разных конфессий объединить свои усилия для защиты страждущих и обездоленных, для сохранения христианского присутствия в странах Ближнего Востока, для противодействия характерной для западного мира тенденции вытеснения христианства из общественного пространства.